1-й китайский авианосец будет копией построенноого на Черноморском судостроительном заводе (Николаев) “Адмирала Кузнецова”

2009-10-22 14:03:48

Китай “уже скоро” приступит к строительству собственного авианосца. “По своей конструкции он будет идентичен российскому тяжелому авианесущему крейсеру “Адмирал Кузнецов” и фактически являться его копией”.



Об этом сообщил в интервью ИТАР-ТАСС базирующийся в Гонконге канадский
эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор
военного журнала "Канва дифенс ревью" Андрей Чан.

Так он прокомментировал появление сегодня в местной прессе фотографий
полноразмерного макета палубной части авианосца с рубкой, который выполнен из
бетона в окрестностях китайского города Ухань. По словам Чана, это точная копия
надпалубной надстройки "Адмирала Кузнецова" или "Варяга" –
однотипных кораблей советской постройки.

Отмечая на вопрос, зачем потребовалось создавать такой макет в натуральную
величину, эксперт пояснил, что китайцам при строительстве авианосца требуется
учесть множество технических нюансов, провести целый ряд сложных расчетов и
изысканий, связанных, в том числе, с установкой и отладкой радиолокационного и
прочего многочисленного оборудования.

В частности, серьезного изучения требует такой вопрос, как особенности
прокладки на борту протяженных "паутин" различных кабелей и
коммуникаций, отметил Чан. Всеми этими работами, уточнил он, как раз занимается
научно-исследовательский институт номер "701" в городе Ухань.
Постройка же самого авианосца будет осуществляться на верфях в Шанхае.

При этом собеседник подчеркнул, что в случае копирования конструкции
авианесущего крейсера "Варяг" ("Адмирал Кузнецов") будут
нарушены положения двустороннего соглашения об охране интеллектуальной собственности,
подписанного между Россией и Китаем на заседании межправкомиссии по ВТС в
декабре прошлого года.

В последние годы китайцы активно изучают различные типы авианосцев. После
распада СССР Китай приобрел несколько списанных тяжелых авианесущих крейсеров –
"Минск", "Киев" и недостроенный "Варяг". Первые
два служат туристическими аттракционами в городах Шэньчжэнь и Тяньцзинь. А
находящийся в порту Далянь "Варяг", по имеющимся данным, был
подвергнут перестройке и модернизации с тем, чтобы использоваться для
тренировки пилотов для будущих китайских авианосцев. Именно этот корабль,
принадлежащей с "Адмиралом Кузнецовым" к одной серии, был взят за
основу в проекте постройки китайского авианосца.

При этом А.Чан отметил большое содействие, оказанное Китаю украинской
стороной. Она не только продала КНР недостроенный "Варяг" за 20 млн
дол, но и также предоставила пакет необходимой технической документации с
Черноморского судостроительного завода в Николаеве.

Гонконгский аналитик добавил, что Китай намерен построить два авианосца
этого типа.

Что касается палубной авиации, необходимой для их комплектации, то
китайские конструкторы, по словам Чана, уже преуспели в создании аналога
российского палубного истребителя Су-33 на основе полученного в свое время
также от Украины прототипа – самолета Т10К советских времен.

Справка: 5-й по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси»был
заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.

От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью
взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных
вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25.

Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для
взлёта самолётов.

Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования
корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

4 октября 1990 года стал называться «Адмирал флота Советского Союза
Кузнецов».

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки
подписан приёмный акт крейсера. 2

0 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20
января на нём поднят военно-морской флаг.

После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с
украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из
Севастополя и начал переход на Северный флот.

21 декабря корабль прибыл в Видяево.