«Черноморский судостроительный завод» ищет серийные заказы – гендиректор Д.Мородовенко

2009-08-13 17:34:54

О перспективах ЧСЗ в эксклюзивном интервью рассказал Дмитрий Николаевич Мордовенко, генеральный директор завода.


ПРАВДА: Вы пришли на предприятие, после того как от предприятия
отрезали еще один кусок и продали ООО «Нибулон». Способен ли Черноморский
судостроительный завод, с учетом всех продаж, сегодня строить суда?

Д.Н.Мордовенко: Черноморский судостроительный завод способен строить
суда. Ни один из проданных активов не является ключевым. Вся производственная
цепочка остается в неизменном виде. Во время второй сделки СП «Нибулон» перешел
ряд не использовавшихся цехов: старый котельнический цех и 4 корпуса монтажного
цеха, пустовавшие много лет ), а также здание проектно-конструкторского бюро
«Невский», бывшее здание отдела главного строителя, вспомогательные помещения.
Земля не является объектом сделки.

ПРАВДА: На последней закладке баржи, которая проходила
совместно с ООО «Порт Сервис», у меня создалось впечатление что ЧСЗ, своего
рода «девелоперская» компания, которая сдает свои активы другим компаниям.

Д.Н.Мордовенко: Впечатление по данному заказу не то чтобы верное, мы не
«девелоперская компания» (ред.: смеется), но, по данному заказу мы
предоставляем производственные площади и сами выступаем субподрядчиком ООО
«Порт сервис». Это связано с тем, что компания «Бью марин» поставила условие –
предоставление финансовых гарантий. Я как директор предприятия, находящегося в
процедуре банкротства таких гарантий дать не мог. Контракты «Бью марин» нам
достались от предыдущих собственников. Была патовая ситуация. В течение ряда
лет этот вопрос не могли решить. Сейчас мы нашли выход, компромиссное решение.
Почему мы и привлекли ООО «Порт Сервис», которое смогло дать банковские гарантии.

ПРАВДА: Какова текущая ситуация на заводе?

Д.Н.Мордовенко: Неплохая. Сегодня нет задолженности по заработной плате.
Идут производственные проекты, которые были заморожены в 2008 году. Сегодня эти
проекты реанимированы и это прибавляет людям оптимизма.

Давайте посмотрим
факты. В первом полугодии 2008 года убыток составил 18,2 млн. грн., в первом
полугодии 2009 года – 5,2 млн. грн., из которых 3,5 млн. грн. – это финансовые
затраты (проценты по банковским кредитам).

Реализация продукции
в первом полугодии 2008 года составила 18,4 млн. грн, которые подразделяется
следующим образом: судостроение – 0, судоремонт 15,2 млн. грн., прочая
реализация – 3,2 млн. грн.

По первому полугодию
2009 года, общая цифра по реализации продукции – 25,5 млн. грн., из которых на
судостроение приходится 4,9 млн. грн., судоремонт подрос до 17 млн. грн. и
прочая реализация подросла до 3,6 млн. грн.

Не вдаваясь в детали
уверен, что результаты 2009 года будут лучше, чем результаты 2008 года. По
крайней мере, мы ожидаем в ноябре платежи по заказу «Дамен» и одно это улучшит
результаты.

ПРАВДА: Какие заказы сейчас выполняются?

Д.Н.Мордовенко: Это заказ «Дамен» №2409 – строительство начато в 2008
году, но было заморожено. Сейчас строительство разморожено и планируется
завершение в ноябре этого года. 616-й
заказ – траулер, который мы заканчиваем для «Преображенской базы траулеров»
(российская компания), я надеюсь, что после этого мы получим второй такой
заказ. Завод в свое время строил траулеры. В начале 90-х работа прекратилась,
осталось несколько недостроенных траулеров. Этот проект – гибрид по их
достройке и модернизации.

Как я уже говорил, у
нас два заказа «Бью марин», один сейчас выполняется, один на очереди. Кроме
того, судоремонтные заказы, заказчики меняются каждый месяц.

ПРАВДА: Уже давно у Черноморского судостроительного
завода есть проблема – заказчик неохотно идет на предприятие, вокруг которого
много политизированных моментов, таких как выполнение инвестиционных
обязательств, «Комитет спасения ЧСЗ», смена собственников, а теперь еще и банкротство добавилось. Как у
предприятия обстоит дело с привлечением новых заказчиков?

Д.Н.Мордовенко: Нам не помогает, то, что у завода за много лет сложилась
негативная репутация как у партнера. Но с этим справится легко. Один-два заказа,
и ситуация поменяется. Для меня основная проблема – это получение
финансирования. Сегодня его и так получить непросто. Без банковского
финансирования судостроение практически невозможно. А учитывая, что завод
находится в состоянии банкротства… Для меня важно, чтобы это процедура
банкротства закончилось как можно быстрее.

Основное для меня –
установить хорошие отношения с одним, двумя заказчиками. Получить серию,
произвести эту серию и восстановить репутацию завода. От этого зависят будущие
планы. Такими заказчиками могут быть и «Бью марин» и «Дамен».

На рынке ожидается оживление к концу года. С
началом кризиса рынок просел очень сильно и эксперты предполагают, что он
просел сильнее, чем следовало. В конце года не будет разворота рынка, но будет
коррекция и заказы появятся. Я рассчитываю на заказы компаний связанных с
нефтяным сектором, это производство якореукладчиков, обслуживающих судов, барж
для вывоза шлама.

ПРАВДА: Одно время рассматривалась возможность
использования производственных мощностей предприятия для изготовления
металлоконструкций, обработки металла. Стоит ли это направление развивать?

Д.Н.Мордовенко: Это стоит делать, и я буду это направление развивать.
Дело в том, что мощности по порезке металла на заводе серьезно превышают
потребности судостроения. Поэтому цех по порезке металла будет загружаться
подобными заказами. Для меня самое перспективное направление – это
ветроэнергетика, башни для ветроэнергетических установок. Сегодня мы ведем
переговоры с Южно-украинской ветроэлектростанцией и готовы вступить в
переговоры с иностранными компаниями, которые выходят на украинский рынок.

ПРАВДА: Не секрет, что те активы, которые сегодня остались
у завода, нуждаются в оптимизации. Есть ли у Вас такие планы, возможно по смене
видов деятельности?

Д.Н.Мордовенко: ЧСЗ будет сохранять свою специализацию, основные
производственные мощности будут использоваться в судостроении.

Планов пока нет. Год
плохой для планирования. Для того чтобы сделать план нужно хорошо понимать
производственную загрузку. Понять производственную загрузку можно, сделав серию
судов. Это для меня сейчас задача №1 – привлечение серийных заказчиков. Когда
это будет сделано, тогда будет понятна производственная программа и будет
понятно, какие мощности нужно наращивать, а какие – сокращать.

ПРАВДА: К вопросу о серийных заказчиках. Сейчас
обострились страсти вокруг проекта «Украинский корвет». Я так понимаю, на
Украине, в ближайшие несколько лет, это будет самая интересная тема для
судостроительных заводов. Как вы оцениваете перспективы ЧСЗ в получении этого
заказа?

Д.Н.Мордовенко: Заинтересованность у нас большая и, в сравнении с
другими компаниями, готовность у нас высокая.

Первое, наши
инженеры уже участвуют в разработке корвета.. Люди, которые его разрабатывают,
они же будут заниматься проектированием для производства.

Второе – крытый
эллинг с поточно-позиционным производством. Цех находится в рабочем состоянии.
Там ведутся работы по «даменовскому» заказу, судоремонту.

И третье, наличие
частного инвестора, по моему, также является плюсом – есть с кого спрашивать.

Мы движемся в
направлении получения необходимых разрешений. Никто еще не видел тендерной
документации и судить о том, какие
документы будут нужны для участия в тендере пока преждевременно. Сегодня кто-то
назвал одно, а кто-то другое.

Подготовка
производства к данной программе – это вопрос очень предварительный. Есть
разрешения на работу с секретными документами, есть лицензия на производство
вооружения. Эти документы выдаются органами власти и являются бесплатными. Мы в
процессе.

ПРАВДА: Насколько интересно собственнику получать заказ
от государства с такими проблемами в экономике, учитывая, что в какой-то момент
государство может не выполнить свои обязательства? Например, решит, что нужно
направить средства на строительство корветов на погашение пенсий и создаст
таким образом для завода ряд проблем: линия будет занята, простои, начнутся
проблемы с заработной платой …

Д.Н.Мордовенко:
Такого рода вопросы могут возникнуть с любым заказчиком. Трудно представить
ситуацию, когда государство наполовину профинансирует расходы по проекту, а
затем откажется от проекта. Крейсер «Украина», с которым такое произошло, тут
не показатель. Это был проект другой страны и другой экономики. Сейчас
украинское правительство только начинает задумываться о модернизации флота и
армии. Время подошло. И я уверен, что правительство не будет настолько
безответственным, чтобы сделать такой первый шаг как вы описываете. Я надеюсь, что все «копья
будут поломаны» на предварительной стадии, когда будет решаться вопрос:
производить или не производить корветы?

ПРАВДА: Вы участвовали в разработке программы
"Концепція Загальнодержавної цільової економічної програми розвитку
кораблебудування на період до 2035 року"?

Д.Н.Мордовенко: Нет.

Беседовали
А.Диордиев и А.Михайлюк

О перспективах ЧСЗ в
эксклюзивном интервью МБНУ рассказал Дмитрий Николаевич Мордовенко, генеральный
директор ЧСЗ.

ПРАВДА: Вы пришли на предприятие, после того как от предприятия
отрезали еще один кусок и продали ООО «Нибулон». Способен ли Черноморский
судостроительный завод, с учетом всех продаж, сегодня строить суда?

Д.Н.Мордовенко: Черноморский судостроительный завод способен строить
суда. Ни один из проданных активов не является ключевым. Вся производственная
цепочка остается в неизменном виде. Во время второй сделки СП «Нибулон» перешел
ряд не использовавшихся цехов: старый котельнический цех и 4 корпуса монтажного
цеха, пустовавшие много лет ), а также здание проектно-конструкторского бюро
«Невский», бывшее здание отдела главного строителя, вспомогательные помещения.
Земля не является объектом сделки.

ПРАВДА: На последней закладке баржи, которая проходила
совместно с ООО «Порт Сервис», у меня создалось впечатление что ЧСЗ, своего
рода «девелоперская» компания, которая сдает свои активы другим компаниям.

Д.Н.Мордовенко: Впечатление по данному заказу не то чтобы верное, мы не
«девелоперская компания» (ред.: смеется), но, по данному заказу мы
предоставляем производственные площади и сами выступаем субподрядчиком ООО
«Порт сервис». Это связано с тем, что компания «Бью марин» поставила условие –
предоставление финансовых гарантий. Я как директор предприятия, находящегося в
процедуре банкротства таких гарантий дать не мог. Контракты «Бью марин» нам
достались от предыдущих собственников. Была патовая ситуация. В течение ряда
лет этот вопрос не могли решить. Сейчас мы нашли выход, компромиссное решение.
Почему мы и привлекли ООО «Порт Сервис», которое смогло дать банковские гарантии.

ПРАВДА: Какова текущая ситуация на заводе?

Д.Н.Мордовенко: Неплохая. Сегодня нет задолженности по заработной плате.
Идут производственные проекты, которые были заморожены в 2008 году. Сегодня эти
проекты реанимированы и это прибавляет людям оптимизма.

Давайте посмотрим
факты. В первом полугодии 2008 года убыток составил 18,2 млн. грн., в первом
полугодии 2009 года – 5,2 млн. грн., из которых 3,5 млн. грн. – это финансовые
затраты (проценты по банковским кредитам).

Реализация продукции
в первом полугодии 2008 года составила 18,4 млн. грн, которые подразделяется
следующим образом: судостроение – 0, судоремонт 15,2 млн. грн., прочая
реализация – 3,2 млн. грн.

По первому полугодию
2009 года, общая цифра по реализации продукции – 25,5 млн. грн., из которых на
судостроение приходится 4,9 млн. грн., судоремонт подрос до 17 млн. грн. и
прочая реализация подросла до 3,6 млн. грн.

Не вдаваясь в детали
уверен, что результаты 2009 года будут лучше, чем результаты 2008 года. По
крайней мере, мы ожидаем в ноябре платежи по заказу «Дамен» и одно это улучшит
результаты.

ПРАВДА: Какие заказы сейчас выполняются?

Д.Н.Мордовенко: Это заказ «Дамен» №2409 – строительство начато в 2008
году, но было заморожено. Сейчас строительство разморожено и планируется
завершение в ноябре этого года. 616-й
заказ – траулер, который мы заканчиваем для «Преображенской базы траулеров»
(российская компания), я надеюсь, что после этого мы получим второй такой
заказ. Завод в свое время строил траулеры. В начале 90-х работа прекратилась,
осталось несколько недостроенных траулеров. Этот проект – гибрид по их
достройке и модернизации.

Как я уже говорил, у
нас два заказа «Бью марин», один сейчас выполняется, один на очереди. Кроме
того, судоремонтные заказы, заказчики меняются каждый месяц.

ПРАВДА: Уже давно у Черноморского судостроительного
завода есть проблема – заказчик неохотно идет на предприятие, вокруг которого
много политизированных моментов, таких как выполнение инвестиционных
обязательств, «Комитет спасения ЧСЗ», смена собственников, а теперь еще и банкротство добавилось. Как у
предприятия обстоит дело с привлечением новых заказчиков?

Д.Н.Мордовенко: Нам не помогает, то, что у завода за много лет сложилась
негативная репутация как у партнера. Но с этим справится легко. Один-два заказа,
и ситуация поменяется. Для меня основная проблема – это получение
финансирования. Сегодня его и так получить непросто. Без банковского
финансирования судостроение практически невозможно. А учитывая, что завод
находится в состоянии банкротства… Для меня важно, чтобы это процедура
банкротства закончилось как можно быстрее.

Основное для меня –
установить хорошие отношения с одним, двумя заказчиками. Получить серию,
произвести эту серию и восстановить репутацию завода. От этого зависят будущие
планы. Такими заказчиками могут быть и «Бью марин» и «Дамен».

На рынке ожидается оживление к концу года. С
началом кризиса рынок просел очень сильно и эксперты предполагают, что он
просел сильнее, чем следовало. В конце года не будет разворота рынка, но будет
коррекция и заказы появятся. Я рассчитываю на заказы компаний связанных с
нефтяным сектором, это производство якореукладчиков, обслуживающих судов, барж
для вывоза шлама.

ПРАВДА: Одно время рассматривалась возможность
использования производственных мощностей предприятия для изготовления
металлоконструкций, обработки металла. Стоит ли это направление развивать?

Д.Н.Мордовенко: Это стоит делать, и я буду это направление развивать.
Дело в том, что мощности по порезке металла на заводе серьезно превышают
потребности судостроения. Поэтому цех по порезке металла будет загружаться
подобными заказами. Для меня самое перспективное направление – это
ветроэнергетика, башни для ветроэнергетических установок. Сегодня мы ведем
переговоры с Южно-украинской ветроэлектростанцией и готовы вступить в
переговоры с иностранными компаниями, которые выходят на украинский рынок.

ПРАВДА: Не секрет, что те активы, которые сегодня остались
у завода, нуждаются в оптимизации. Есть ли у Вас такие планы, возможно по смене
видов деятельности?

Д.Н.Мордовенко: ЧСЗ будет сохранять свою специализацию, основные
производственные мощности будут использоваться в судостроении.

Планов пока нет. Год
плохой для планирования. Для того чтобы сделать план нужно хорошо понимать
производственную загрузку. Понять производственную загрузку можно, сделав серию
судов. Это для меня сейчас задача №1 – привлечение серийных заказчиков. Когда
это будет сделано, тогда будет понятна производственная программа и будет
понятно, какие мощности нужно наращивать, а какие – сокращать.

ПРАВДА: К вопросу о серийных заказчиках. Сейчас
обострились страсти вокруг проекта «Украинский корвет». Я так понимаю, на
Украине, в ближайшие несколько лет, это будет самая интересная тема для
судостроительных заводов. Как вы оцениваете перспективы ЧСЗ в получении этого
заказа?

Д.Н.Мордовенко: Заинтересованность у нас большая и, в сравнении с
другими компаниями, готовность у нас высокая.

Первое, наши
инженеры уже участвуют в разработке корвета.. Люди, которые его разрабатывают,
они же будут заниматься проектированием для производства.

Второе – крытый
эллинг с поточно-позиционным производством. Цех находится в рабочем состоянии.
Там ведутся работы по «даменовскому» заказу, судоремонту.

И третье, наличие
частного инвестора, по моему, также является плюсом – есть с кого спрашивать.

Мы движемся в
направлении получения необходимых разрешений. Никто еще не видел тендерной
документации и судить о том, какие
документы будут нужны для участия в тендере пока преждевременно. Сегодня кто-то
назвал одно, а кто-то другое.

Подготовка
производства к данной программе – это вопрос очень предварительный. Есть
разрешения на работу с секретными документами, есть лицензия на производство
вооружения. Эти документы выдаются органами власти и являются бесплатными. Мы в
процессе.

ПРАВДА: Насколько интересно собственнику получать заказ
от государства с такими проблемами в экономике, учитывая, что в какой-то момент
государство может не выполнить свои обязательства? Например, решит, что нужно
направить средства на строительство корветов на погашение пенсий и создаст
таким образом для завода ряд проблем: линия будет занята, простои, начнутся
проблемы с заработной платой …

Д.Н.Мордовенко:
Такого рода вопросы могут возникнуть с любым заказчиком. Трудно представить
ситуацию, когда государство наполовину профинансирует расходы по проекту, а
затем откажется от проекта. Крейсер «Украина», с которым такое произошло, тут
не показатель. Это был проект другой страны и другой экономики. Сейчас
украинское правительство только начинает задумываться о модернизации флота и
армии. Время подошло. И я уверен, что правительство не будет настолько
безответственным, чтобы сделать такой первый шаг как вы описываете. Я надеюсь, что все «копья
будут поломаны» на предварительной стадии, когда будет решаться вопрос:
производить или не производить корветы?

ПРАВДА: Вы участвовали в разработке программы
"Концепція Загальнодержавної цільової економічної програми розвитку
кораблебудування на період до 2035 року"?

Д.Н.Мордовенко: Нет.



Беседовали
А.Диордиев и А.Михайлюк

pravda.mk.ua