На «Черноморском судостроительном заводе», фактически, два собственника – И.Овдиенко

2009-02-18 17:01:35

Председатель комитета спасения ЧСЗ Игорь Овдиенко рассказал «Морским бизнес-новостям» о том, что на ЧСЗ, фактически, два собственника, губернатор преследует политические интересы, ЧСЗ уже продают по частям, а «Судостроительный завод им. 61 коммунара» сможет спасти только программа по постройке корвета.

МБН: Какова, на ваш взгляд, реальная
ситуация сегодня на «Черноморском судостроительном заводе»?

И. Овдиенко: Я заявляю, что на
сегодняшний день нет юридического документа, который лишил бы права Чуркиных
управления этим заводом.

Вместе с этим, в Министерстве мирятся с
тем, что на завод пришли управлять другие люди. Выходит, что и те и другие имеют
право руководить заводом. Эта ситуация и породила то безобразие, которое творится
на судостроительном заводе.

Сегодня речь не идет о смене
руководства, сегодня нужно полноценно проанализировать ситуацию, потом
выработать мероприятия по приведению завода в порядок. Не может быть никакого оправдания
ситуации, которая творится на наших судостроительных заводах, мировому
финансовому кризису, это не может быть оправданием бездеятельности.

 

МБН: То есть, все, что делается на ЧСЗ  незаконно?

И. Овдиенко: Незаконно. Именно
незаконно. И поэтому всю деятельность нужно ввести в рамки закона. Не может
быть у завода два собственника. Если мы передали завод в управление людям
Новинского, то нужно юридически лишить прав на завод Чуркиных. А они не лишены  – осознанно  так сделано, кому-то выгодна такая ситуация.

Есть иск Генеральной прокуратуры о
изначально незаконном договоре купли-продажи с инвесторами Чуркиными. Вот уже
несколько лет судом не принято решение по иску Генеральной прокуратуры. Есть
иск Госимущества о неисполнении инвестиционных обязательств Чуркиными. И только
когда этот иск удовлетворят, тогда завод вернется в собственность государства. Тогда
Фонд госимущества должен перезаключить инвестиционный договор с новым
инвестором  в  соответствии с законом. И только на
конкурсной основе.

Возможно, Новинский не хочет такого
договора, он хочет просто забрать завод.

 

МБН: Какая выгода собственнику завода
Вадиму Новинскому от того, что завод не работает?

И. Овдиенко: Он ждет, что ему просто
передадут завод. Для этого он хочет обострить ситуацию с помощью  нарастания социальной напряженности.

Он может потребовать от государства
ликвидировать кредиторскую задолженность. Зная, что государство ему ничего не
отдаст, Новинский сможет потребовать: «Отдавайте мне завод через схему
банкротства». Просто так, без всяких условий – ведь при этом инвестдоговор не
надо подписывать.

А потом завод можно продавать и
перепродавать, и он уже это потихонечку делает. Уже продали корпус
монтажно-достроечного цеха, который стоит на берегу у достроечной набережной.
Корпуса цеха плавсредств и 3-го цеха (который стоит у стапеля №1)  уже продали вместе с землей. Новинский не имел
на это права. Эти действия противозаконны, и должна вмешаться прокуратура. Но,
по непонятным для нас причинам, она этого не делает и  просто отстраняется. Мы задаем прокуратуре эти
вопросы –  а нам отвечают о других, совершенно
не касающихся дела, вещах.

 

МБН: Сложившаяся ситуация кому-то
выгодна в Киеве?

И. Овдиенко: Безусловно, и этого
человека (или группу лиц) можно вычислить. Он (или они) не боятся, что с них
спросят. Это факт деградации государственного управления. В Министерстве
промполитики говорят, что они сегодня не управляют предприятием, а управляют
промышленной политикой. Тогда это не правильная политика – раз заводы в таком
упадке.

 

МБН: Кто же должен повлиять на
сложившуюся ситуацию? Областная власть?

И. Овдиенко: Областная власть обязана
повлиять на сложившуюся ситуацию. Мы, «Комитет спасения ЧСЗ», призываем
областных чиновников именно к этому. И раз уж в Министерстве промполитики не
обращают внимания на губернатора,  то он
должен обращаться к Премьеру и Президенту. Если он этого не делает, значит, преследует
политические либо сиюминутные цели, а не отстаивает интересы государства. Если
ни Премьер, ни  Президент не реагируют,
значит, им не докладывают, или же необъективно докладывают.

 

МБН: Сколько человек сейчас работает на
ЧСЗ?

И. Овдиенко: Сейчас там работают три дня
в неделю пару сотен человек. Они ремонтируют несколько судов типа река-море.

К примеру, у меня есть развод рабочей
силы на ЧСЗ, который готовится для директора по производству. Всего работало
678 человек, из них на производстве 446 человек. В заводе числится 1367 человек,
а это и охрана, и водители, и инженеры, и конструкторы. Это данные на первое
января этого года.

 

МБН: Кто должен вмешаться в сложившуюся
ситуацию?

И. Овдиенко: Вмешиваться не надо. Надо
анализировать ситуацию, вырабатывать рекомендации и спрашивать, что делает
руководство завода по выполнению данных рекомендаций. Только после этого
представители Министерства промполитики должны вмешиваться. Должны отслеживать
ситуацию в промышленности и вырабатывать варианты реагирования, какие
угодно.  

 

МБН: За сложившуюся ситуацию в ответе
Минпромполитики?

И. Овдиенко: Министерство промполитики
должно нести ответственность за результаты своей политики. Они не должны
самоустраняться от государственных предприятий стратегического значения. А
сегодня, как я вижу, Министерство устранилось, чиновники стараются не вмешиваться
никуда. Сейчас на ЧСЗ нынешнее руководство не выполняет инвестиционные
обязательства, поэтому в Министерстве промполитики должны принимать
всевозможные меры, вплоть до смены руководства на заводе. А если на это никто в
Министерстве не реагирует, то нужно менять этих чиновников.

 

МБН: Что же сейчас нужно делать?

И. Овдиенко: Сейчас главным моментом
можно назвать то, что крупнейший в Европе судостроительный завод 61-го
коммунара на сегодняшний день полностью стоит. А в Министерстве промполитики на
это никак не реагируют. Сегодня просто грабят этот завод. А  ЧСЗ, в силу неисполнения инвестиционных
обязательств, должен вернуться в госсобственность. После этого нужно либо
определиться с новым собственником, или же самостоятельно управлять этим предприятием.

 

МБН: Вы говорили, что знаете, как
поддержать николаевское судостроение. Как же?

И. Овдиенко: Когда остановились все мощности
заводов, и руководители говорят, что нет денег на постройку судов и
модернизацию, посмотрите какие большие у вас достроечные набережные, и они
пустуют. Я не верю, что нет заказов на ремонт судов – есть заводы, в которые
стоят очереди на судоремонт. Даже если так, то поставьте суда на отстой. Уверен,
что любое судно любой фирмы приняло бы это предложение.

Сейчас суда за большие деньги ставят на
отстой в портах и других разрешенных местах. Можно было бы  за меньшие деньги эти же суда ставить в
заводах. Возможно, они бы еще и ремонт заказали. Пока раскачивались, наступила
зима, все суда расставили на межнавигационный период. Надо искать партнеров и доказывать
им, что заводы  – это серьезные партнеры.  Но этот отстой суден не спасет положение, а
лишь облегчит его.

 

МБН: Какие меры должна предпринять
власть?

И. Овдиенко: Чтоб спасти положение надо
принять радикальное решение. Нужны внутризаводские меры, потом  меры на уровне Министерства, а также
мероприятия на уровне страны. Есть необходимость принятия целого ряда законов в
поддержку судостроения. Законы не о выдаче денег в поддержку судостроения, а о
создании условий для возможности работы судостроительных предприятий.

Условия должны быть настолько выгодными,
чтобы судоходные компании заказывали суда только в Украине. Утверждение
законов, которые стимулировали бы судостроение, просто необходимо. Значительная
часть проблем упирается в законодательную базу

 

МБН: Какова ситуация с обеспечением
судостроения кадрами?

И. Овдиенко: На последнем месте – это
подготовка кадров. Из десятков тысяч на заводе остались десятки специалистов. Уверен,
что люди вернулись бы на заводы, если бы они знали, что у завода есть
долгосрочные серьезные контракты, есть поддержка правительства, есть контроль над
работой завода. Я не видел ни одного человека, бывшего судостроителя, который
сейчас работает за рубежом, и не хотел бы вернуться работать на родину. Они
поехали, попробовали  и теперь мечтают вернуться
домой.

 

МБН: Программа по постройке «украинского
корвета» изменила бы ситуацию на 61-м заводе?

И. Овдиенко: Постройка корвета не только
реальна, она необходима. Но вот уже более полугода не идет конкретной работы, только
болтание языком. Правительственного решения не принято, мероприятия не
утверждены, корвет не только не строится, а даже не выпускаются рабочие чертежи.
Постройка корвета, в значительной мере, облегчила бы сложившуюся ситуацию. Чтоб
спасти наши заводы, надо не придумывать один корабль, а нужен конкретный
комплекс мероприятий. Нужно спросить у директора завода, что вам мешает
производительно работать, что вам надо? Вот вам поддержка правительства, вот
вам средства из бюджета.

 

МБН: Часто звучит мнение, что, возможно,
через «Комитет спасения ЧСЗ» другие промышленные группы лоббируют свои
интересы. Что вы на это скажите?

И. Овдиенко: Это интересы государства, а
не интересы Овдиенко или же членов «Комитета спасения». Никакие другие лица с
помощью комитета не лоббируют свои интересы, это я вам заявляю. Мы изначально
не открыли счет в банке. У нас чисто общественная организация, мы же говорим в
интересах государства, а не в интересах каких-то людей.