2012-11-14 09:42:54
На прошлой неделе, открывая заседание Кабинета министров, премьер Николай Азаров отметил: “Цены на отдельные виды металлопродукции уже близки к себестоимости их производства. Только за октябрь цены на арматуру, катанку, прокат и заготовку упали на 11—15%”.
“Таким образом, мы оказались в жестких тисках: неблагоприятная конъюнктура на украинский экспорт сокращает доходы страны, а несправедливо высокая цена на газ и стабильно высокие цены на нефть увеличивают расходы”, — подвел итог премьер.
На рынке металла сейчас вновь царит депрессия. Производство стали в октябре 2012-го в Украине составило, по данным Кабинета министров, 2,55 млн. тонн — это уровень октября 2009 г. Хуже было только в кризисном 2008-м.
Металлурги ждали (см. “Вари, вари ясно”, “Эксперт” №33 (358) от 3 сентября 2012 г.), что осенью отрасль испытает традиционный подъем. Ведь в этот период заканчиваются праздники в мусульманских странах и стартует бизнес-сезон на Дальнем Востоке. Однако цены на металлопродукцию в октябре и ноябре 2012 г. остались на низком уровне лета или даже снизились.
Например, стоимость горячекатаного листа (FOB, Черное море) скатилась с $550—565 за тонну в начале лета до $500—510 долларов в ноябре, толстого листа — с 615—630 до 530—550 $/т. Больше всего подешевел сляб (полуфабрикат для производства плоского проката) — с 550—560 до 450—460 $/т.
Правда, в кризисном феврале 2009 г. было еще хуже. Тогда сляб и горячекатаный лист продавались на 23—24% дешевле, чем сейчас, квадратная заготовка и арматура — на треть. Исключение — толстый лист, который с тех пор подешевел на 5%.
Газ же за неполных четыре года подорожал примерно вдвое, но на него приходится не более десяти процентов себестоимости украинского металла.
Сегодня, чтобы не усугублять избыток предложения, многие производители снизили загрузку мощностей или, как, например, ДМЗ им. Петровского и “АрселорМиттал Кривой Рог”, перевели часть агрегатов в режим плановых ремонтов.
Вряд ли стоит ожидать скорого улучшения ситуации. Цены в ноябре-декабре, о которых сейчас ведутся переговоры, в лучшем случае отыграют падение сентября-октября, а в худшем — еще опустятся.
Сигналы, поступающие с рынка потребления металла, особого оптимизма тоже не вселяют. Одним из важных индикаторов является динамика автопрома. Автопроизводители переживают снижение продаж и производства. В Германии выпуск легковых автомобилей упал за десять месяцев на 2,8%, экспорт снизился на 2%. В Италии регистрация новых автомобилей за этот же период упала на 20%. В Турции автопродажи сократились на 8%.
Счастливое исключение — Россия, где производство легковых автомобилей за девять месяцев 2012 г. выросло на 14%. Правда, потребности российского автопрома обеспечиваются в основном местными металлургами.
Другая важная отрасль-индикатор — судостроение. Она к тому же активно потребляет продукцию украинской металлургии, в частности, толстый лист. Этот сектор с длинным циклом производства (до двух-трех лет) еще не оправился после удара 2008 г. До кризиса на рынке царил ажиотаж, перевозчики заказали большое количество судов, оказавшихся впоследствии невостребованными.
Результаты этого ощущаются до сих пор. Например, в начале ноября в Южной Корее — крупнейшей судостроительной державе мира (занимает около 36% мирового рынка судостроения) — заказчики начали отменять ранее сделанные заказы и стали пересматривать режимы выплат (см. также “Полные трюмы поддержки”, “Эксперт” №39 (364) от 15 октября 2012 г.).
Металлурги теперь возлагают большую надежду на то, что в Китае после недавнего замедления восстановятся темпы роста экономики. На прошлой неделе в Пекине прошел XVIII съезд Коммунистической партии Китая, на котором сменилась часть партийной верхушки. Аналитики ожидают, что новое руководство страны будет внедрять новые программы стимулирования экономики. Однако конкретные шаги со стороны КНР могут последовать еще не через один месяц.
Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО, http://www.ukrrudprom.ua