Минус один: покинет ли Казахстан состав поставщиков причерноморского зерна?

2012-06-05 16:27:00

Казахстан делает ставку на экспорт зерна в Иран и строит инфраструктуру для обеспечения экспорта в этом направлении. В результате конкуренция в Причерноморском регионе, представленном Россией, Украиной и Казахстаном, может уменьшиться на треть.



Один из трех ведущих поставщиков зерна из
Причерноморского бассейна может значительно сократить активность в этом
направлении. Казахстан опередил рынок Ирана как стратегический для
экспорта зерна, что не предполагает поставок через Черное море. Это
означает, что уровень конкуренции в Причерноморье может существенно
уменьшиться, оставшись на откуп России и Украине.

На протяжении последних нескольких лет Казахстан
инвестировал значительные средства в создание объектов инфраструктуры,
которые позволят экспортировать зерно в Иран, и через Иран — в страны
Персидского залива. Основные вложения были направлены в строительство
железной дороги, которая проходит через территорию Казахстана,
Туркменистана и Ирана и позволяет поставлять казахское зерно вглубь
страны и транспортировать его к морским портам Ирана. Кроме того,
государственная зерновая компания Казахстана "Продкорпорация" получила в
аренду участок земли в Иране для строительства зернового элеватора в
дополнение к тем, которыми страна уже владеет в иранских портах.

С введением в эксплуатацию новой железной дороги
возможности поставки казахского зерна в Иран вырастут значительно —
объем экспорта может составить 5 млн тонн. Кроме того, рынок Ирана
выгоден и с точки зрения платежеспособности тамошних покупателей. Этот
путь наиболее оптимален и сопряжен с минимальными затратами на
логистику. Напомним, что в текущем году, при транзите зерна через
территорию России, дополнительные затраты экспортеров составляли
$40/тонна, которые трейдерам компенсировало государство, чтобы
обеспечить конкурентоспособность зерна.

"Чтобы проехать по территории России, Казахстану надо
тратить 40 долларов на тонне, и эти колоссальные средства вычитались из
заработка производителей зерна. Правительство Казахстана было вынуждено
доплачивать за перевозку зерна экспортерам, чтобы те подняли закупочные
цены, — пояснил глава Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко.
— Однако не так давно представители Казахстана заявили, что построили
несколько сотен километров железной дороги по территории страны и
соседних государств, и бассейн Черного моря для них больше не в
приоритете, поставлять зерно они теперь будут в Иран. Минсельхоз это
подтвердил, и это очень серьезное заявление".

В свою очередь казахские бизнесмены говорят, что не
все так однозначно. Болат Байшагиров, директор ООО "Система", отметил,
что объемы экспорта казахского зерна в Иран сильно разнятся год от года:
"В самом лучшем случае Иран может купить у нас 1,5- 2 млн тонн, и то
если у них неурожайный год". По его словам, традиционно страна отгружает
около 2,5 млн тонн в южном направлении, около 1,5 млн тонн идет в
Грузию, Азербайджан, и еще около 2,5 млн тонн экспортируется в виде
продуктов переработки.

Кроме того, проект предполагает строительство
железной дороги по нескольким странам, и в настоящее время полностью
свой объем работы выполнил лишь Казахстан. "Я бы не сказал, что у нас
радикально поменялся курс, хотя и есть такая оценка отдельных людей. Все
очень зависит от конъюнктуры — и если будет выгодно грузить в
направлении Причерноморья, то мы можем работать в этом направлении.
Конечно, Украина и Россия всегда были основными поставщиками. Например, в
этом году, когда Россия буквально завалила своим зерном, нам было не
пробиться. Но по мере исчерпания запасов наши объемы также
востребованы", — отметил бизнесмен.

Инф. delo.ua