Порты Украины: контейнеры вернутся в 2010

2009-10-09 09:19:11

1-2 октября в Одессе состоялся третий международный «Черноморский контейнерный саммит – 2009». Основной темой саммита стало обсуждение проблемы влияния мирового финансового кризиса на рост глобальных контейнерных перевозок.



На протяжении последних 7 лет, «контейнерные силы» Черноморского региона
показывали высочайшие темпы роста контейнерных перевозок, в среднем до 40 % в
год (Украина, Россия, Болгария, Румыния, Грузия). Как заявила консультант
компании «
Drewry Shipping Consultants» Юлия Диденко, по оценке британской компании, более высоких темпов роста
контейнерных перевозок в эти годы не наблюдалось ни в одном другом регионе
мира.

Мировой экономический кризис негативно сказался на объемах контейнерных
перевозок. Больше других пострадали судоходные компании. За первое полугодие
2009г. 17 крупнейших контейнерных судоходных компаний мира понесли убытки в
размере $6 млрд. В августе 2009г., почти 10% (1,27 млн.
TEU) мирового контейнерного флота оказалось
на приколе. Значительно сократилась и перевалка контейнерных грузов в портах, в
т.ч. черноморских.

В Украине эти последствия были усилены неоднозначной внутриполитической
ситуацией, а также повышением таможенных пошлин на импортные товары.
Контейнерооборот портов Украины, за 8 месяцев 2009г., по сравнению с тем же
периодом прошлого года, составил всего 38% (316 тыс.
TEU). Как заявил начальник службы логистики и
коммерческой работы ОМТП Вячеслав Вороной по результатам 2008 и 2009 гг.
контейнерные перевозки в ОМТП резко снизились в связи с кризисом. Перевалка
контейнеров ОМТП за первое полугодие 2009г. уменьшилась на 40%.

Но уже этим летом обозначились признаки оживления данного сегмента рынка. В
частности, в портах Украины, в августе 2009г., переработка контейнеров выросла
на 20%, по сравнению с июлем 2009г. Также оживление заметно не только в украинских
портах, но и на мировом рынке контейнерных перевозок. Как заявил Эдуард
Мачавариани, генеральный менеджер по коммерции порта Поти, в октябре,
планируется открытие реконструированного под контейнерный терминал причала, что
позволит в два раза повысить контейнерную мощность порта. В течение последних
пяти лет контейнерный оборот Поти увеличился на 25%.

На саммите обсуждались вопросы формирования тарифов на морские перевозки. В
частности зампредседателя Госадминистрации морского и речного транспорта Минтранссвязи
Виктор Сударев, во время своего доклада, заявил о том, что на данный момент в
Минтранссвязи разрабатывается новая программа по расчету тарифов на
контейнерные перевозки.

Также на форуме были затронуты вопросы технологических особенностей контейнерных
перевозок, представитель компании «СОЛВО» РФ, в своем докладе уделил особое
внимание технологическим особенностям сухих контейнерных терминалов, которые
должны учитывать система автоматизации, а также путям минимизации затрат и
рисков при реализации таких проектов.

На сегодня, ситуация в сфере морских контейнерных перевозок остается
довольно сложной. В ходе форума специалисты крупнейших консалтинговых компаний
разошлись во мнении относительно сроков преодоления кризиса, украинские
аналитики прогнозируют начало подъема в 2010г., зарубежные же специалисты, в
т.ч. и представитель британской компании «
Drewry Shipping Consultants», более осторожны в своих выводах и
полагают, что это возможно не ранее 2011г.

В целом, третий «Черноморский контейнерный саммит 2009» предоставил
возможность для плодотворного общения руководителям транспортных компаний,
компаний-грузовладельцев, перевозчикам, стивидорам, представителям госструктур,
связанных с работой транспорта.

Источник: Транспортный бизнес.