2009-09-08 14:23:44
Индекс стоимости фрахта Baltic Dry Index (BDI), поднявшийся в июне 2009 года до докризисного уровня, в течение лета демонстрировал снижение и в настоящий момент стабилизировался. По мнению экспертов, повышение деловой активности в мире может и не привести к новому росту индекса, так как многое будет зависеть от спроса на сырье в Китае, который пока не имеет тенденций к увеличению.
Индекс стоимости фрахта Baltic
Dry Index (BDI), поднявшийся в июне 2009 года до докризисного уровня, в течение
лета демонстрировал снижение и в настоящий момент стабилизировался. По мнению
экспертов, повышение деловой активности в мире может и не привести к
новому росту индекса, так как многое
будет зависеть от спроса на сырье в Китае, который пока не имеет тенденций к
увеличению.
BDI является индексом, отражающим
изменения стоимости морской транспортировки сырья – металла, железной руды,
угля, а также зерна. Индекс включает в себя три других индекса стоимости
фрахта, отличающихся размерами судов, для которых они рассчитываются – Capesize, Supramax и Panamax. Динамика
изменений BDI позволяет инвесторам и участникам рынка анализировать основные
тенденции мирового спроса и предложения. Зачастую индекс рассматривается как
главный индикатор будущего экономического роста (если индекс растет) или
рецессии (если он падает), поскольку сырье, по которому рассчитывается индекс,
обладает низким потенциалом для спекулятивных операций.
Рост BDI весной 2009 года вселил
в морское бизнес-сообщество надежду в скорый выход из кризиса, однако по
достижении пикового значения в 4291 пункт 6 июня 2009 года, соответствующего
уровню сентября 2008 года, индекс вновь начал снижение, стабилизировавшись на
уровне около 2400 пунктов, в районе которого он колеблется уже более 10 дней.
По мнению ведущего эксперта УК
"Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, высказанного им в беседе с ИАА
«ПортНьюс», наблюдаемая стабилизация индекса связана с тем, что достигнуто
определённое равновесие между спросом и предложением в этом сегменте
перевозок. «Дальнейшее изменение индекса
будет зависеть от того, будет ли расти или уменьшаться деловая активность в
мире, в первую очередь в Северном полушарии, в связи с окончанием каникул и
наступлением нового делового сезона. Если активность будет расти, а экономики
ведущих государств станут постепенно оправляться от кризиса и требовать больше
ресурсов, то фрахтовые ставки могут увеличиться, в том числе и индекс BDI», –
считает Дмитрий Баранов.
В то же время, главным мировым
потребителем сырья в настоящее время является Китай. Именно благодаря росту
спроса на сырье со стороны китайской промышленности экспертами объяснялся
весенне-летний рост индекса. Однако теперь наблюдается снижение этого спроса и
в ближайшей перспективе изменения этой тенденции не ожидается.
Так, по мнению старшего аналитика
ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент" Софьи Рагулиной, которое она
высказала в беседе с ИАА «ПортНьюс», среди основных причин, из-за которых
наблюдалось падение индекса BDI, можно выделить такие, как сокращение объема
китайского импорта (прежде всего угля, железной руды и меди), выход на рынок
новых судов-сухогрузов, создавших избыток балкерного тоннажа и сезонный фактор
(исторически в августе происходит снижение индекса).
«И хотя в IV квартале 2009 года
должна вестись более активная торговля, тем не менее, не исключен риск резкого
уменьшения объема спроса на сырье со стороны Китая. Поэтому индекс расти,
скорее всего, не будет. Если говорить о его возможной "просадке", то
многое будет зависеть от того, как себя поведет Китай. Если китайский импорт и
дальше будет снижаться, то следует ожидать значительной коррекции индекса», –
считает эксперт.
Отметим, что максимальных
значений (более 11700 пунктов) индекс достигал в мае 2008 года, а его обвальное
падение началось с середины июля того же года. Минимального показателя в 663
пункта BDI достиг 5 декабря 2008 года.
Виталий Чернов, передает ПортНьюс.