Порты Украины: где взять навалочные грузы?

2008-12-15 16:01:38

Открытие нового навалочного терминала ООО «Трансинвестсервис» кажется несвоевременным из-за разразившегося кризиса. Ожидания его владельцев по привлечению грузов откладываются, но сам объект не теряет свои перспективы.

Мировой горно-металлургический
комплекс переживает глубокий спад. Украинские предприятия ГМК оказались в числе
наиболее пострадавших из-за узости внутреннего рынка и ориентации на экспорт.

При этом IV квартал 2008 г.
специалисты называют далеко не пиком, а скорее только началом неприятностей для
металлургов и шахтеров. По прогнозам ГП «Укрпромвнешэкспертиза»,

в 2009 г. производство стали в
Украине снизится на 11-16% (с 37 млн. т в 2008 г. до 31-33 млн. т), в мире – на
8-9% (с 1,337 млрд. т до 1,225 млрд. т). Возобновления роста производства
аналитики ждут не ранее II полугодия 2009 г.

Вероятно, поэтому запуск нового
экспортно-импортного перевалочного комплекса ООО «Трансинвестсервис» (ТИС) в
начале декабря 2008 г. прошел практически незамеченным.

А ведь еще несколько месяцев
назад появление угольно-рудного терминала мощностью 7-10 млн. т в год со
складами емкостью 1 млн. куб. м, подходными глубинами до 15 м, двумя причалами
по 255 м и способностью обрабатывать суда дедвейтом до 70 тыс. т вызвало бы небывалый
фурор у металлургов, задыхавшихся от нехватки сырья и, прежде всего,
коксующихся углей.

С введением в строй нового
терминала на причалах №№ 19-20 ТИС довел свои мощности по переработке
навалочных грузов до 10,5-14 млн. т угля или 20 млн. т руды в год. В свете
тенденций последних лет этот шаг был оправданным и логичным. Сыпучие грузы
«металлургической» группы (уголь, кокс, руда) традиционно входят в число
основных видов номенклатуры портовой перевалки. Их удельный вес в общем объеме
грузопереработки украинских МТП по итогам 2006 г. составлял 25,1%, 2007 г. –
24,8%, 9 месяцев 2008 г. – 23,6%.

Согласно отчету «Укрморречфлота»
за 9 месяцев 2008 г., переработкой таких грузов занимались 13 из 18
государственных портов. В основном эти грузопотоки стабильны, основные
изменения в разрезе морпортов связаны с продолжающимся отказом от перевалки
пылящих грузов в Одесском МТП и уходом «навала» из Южного (в т.ч. и на
терминалы соседнего ТИСа).

 

Сравнение итогов переработки
таких грузов в МТП за 9 месяцев 2008 г. с аналогичным периодом прошлого года
четко отражает тенденции «предкризисного» периода. Вследствие роста мировых цен
и спроса на сырье увеличивался экспорт угля и руды через отечественные порты.
Усилия РФ по развитию собственных навалочных терминалов привели к сокращению
транзита.

Вместе с этим приход на
«Криворожсталь» новых владельцев из дальнего зарубежья, падение добычи
коксующихся углей на отечественных шахтах, а также обострение конкуренции на
сырьевом рынке привели к увеличению объемов импорта угля через МТП более чем в
8 раз. Дальнейший рост объемов ввоза навалочных грузов морским транспортом
сдерживала инфраструктура отечественных портов. Из-за недостаточных глубин они
неспособны принимать крупные суда (дедвейтом от 100 тыс. т), при использовании
которых морской импорт становится рентабельнее поставок из РФ по железной
дороге.

Динамика переработки
угольно-рудных грузов в отечественных МТП, тыс. т

 

Докризисные годовые потребности
отечественной металлургии в коксующихся углях оценивались в 42 млн. т. или
25-27 млн. т угольного концентрата. При этом, в 2007 г. на украинских шахтах
было добыто 28,396 млн. т. К тому же, из-за ухудшения горно-геологических
условий, закрытия некоторых выработок по соображениям техники безопасности, а
также экономического кризиса в отрасли добыча коксующегося угля в Украине будет
сокращаться и далее.

В 2007 г. отечественные
предприятия ввезли 7,8 млн. т угольного концентрата и более 2 млн. т кокса,
доля импорта составила 31,5% от общего потребления коксующегося угля в Украине,
доля импортного кокса – 9,4%. По оценкам группы «Металл-Эксперт», дефицит
концентрата в нынешнем году составит 14 млн. т. При этом за 10 месяцев 2008 г.
в страну было ввезено 8,2 млн. т, из них 1,6 млн. т – из стран дальнего
зарубежья (США, Канады и даже Австралии).

РФ, из которой в нашу страну
традиционно приходит около 80% импорта коксующихся углей, имеет свою мощную и
развивающуюся металлургию. Чтобы защитить свой рынок, российское правительство
даже создало межведомственную комиссию, которая рассматривает вопрос о введении
ограничений на экспорт коксующегося угля.

При этом российские эксперты
ожидают, что добыча коксующегося угля будет расти более высокими темпами, чем
внутренний спрос (7% против 2% в год). К 2011 г. на рынок могут дополнительно
поступить 20 млн. т коксующегося угля или 15 млн. т концентрата. От того, каким
путем РФ будет экспортировать свой уголь и железорудное сырье, напрямую зависит
благополучие портовых терминалов Украины.

 

Доля угля в общем объеме
навалочных грузов, обрабатываемых морскими портами РФ, составляет более 70%.
Несмотря на это, по итогам 2006 г. из 78,7 млн. т российского угля,
экспортированного морским путем, через порты стран Балтии прошло 22 млн. т
(27,9%), через порты Украины – 12,5 млн. т (15,9%). Данные текущего года
говорят о том, что в портах России все еще сохраняется дефицит мощностей по
перевалке угля.

В 2007 г. морпорты
Северо-Западного бассейна РФ переработали 50,4% всех объемов угля,
Дальневосточного бассейна – 41,1%, Южного бассейна – только 8,5%. Все основные
проекты развития угольных терминалов в российских портах также связаны либо с
Северо-Западом (Высоцк, Мурманск, Усть-Луга), либо с Дальним Востоком (Ванино,
Восточный, Посьет).

Рост перевалки на юге РФ
связывают со строительством сухогрузного района нового порта Тамань (мощность
угольного терминала – 10-15 млн. т в год). В Транспортной стратегии России до
2030 г. реализация этого проекта названа одним из основных направлений развития
транспортной инфраструктуры Южного федерального округа. Однако до 2015 г., пока
не будут завершены работы на мысе Железный Рог, украинские навалочные терминалы
могут не опасаться конкуренции и рассчитывать на сохранение транзитных
грузопотоков, проходящих через Черноморский регион.

В секторе переработки
железорудного сырья позиции отечественных портовиков выглядят еще прочнее. В
2007 г. из СНГ морским путем было вывезено 13,6 млн. т ЖРС – более 33% всего
экспорта. Свыше 93% этих объемов прошли через порты Азово-Черноморья, 4%
пропустили терминалы Балтики, около 2% – дальневосточное побережье РФ.
Естественно, незамерзающие украинские порты с большими глубинами имеют
преимущество перед российскими в привлечении этих грузов.

По-видимому, именно на
привлечение импортного угля и экспортного ЖРС рассчитывали в
«Трансинвестсервисе», когда принимали решение о развитии своих навалочных
мощностей. Единственным, но очень весомым фактором, который не учли в ТИСе,
стал глобальный экономический кризис. Всего лишь два месяца спада привели к
тому, что по итогам января-ноября 2008 г. добыча коксующегося угля в Украине
сократилась на 4,4%, производство железной руды – на 5%, выпуск кокса – на 4%.
Также, по словам генерального директора научно-производственного объединения
«Укркокс» Анатолия Старовойта, отечественные метпредприятия полностью
прекратили импорт кокса в ноябре 2008 г. и не планируют возобновлять его в
декабре.

Грузооборот «Укрзализныци» за 11
месяцев 2008 г. сократился на 0,5%, при этом только за прошлый месяц – на 31,5%
к ноябрю 2007 г. Учитывая, что доля угольно-рудных грузов в общем объеме
железнодорожных перевозок составляет более 42%, спад переработки «навала» в
портах также неизбежен.

Ситуация в РЖД схожа – объемы
перевозок за 11 месяцев 2008 г. упали на 0,8%, за ноябрь – на 20,1%. Сокращение
погрузки в ноябре произошло практически по всей номенклатуре грузов (36 позиций
из 40), причем погрузка железной руды снижена более чем вдвое. При этом одним
из немногих видов груза, сохранивших положительную динамику, стал уголь.
Благодаря сезонному спросу со стороны энергетиков объемы его погрузки в ноябре
увеличились на 1,1%.

Ожидаемое в сырьевом секторе
уменьшение в 2009 г. мировых цен (на ЖРС – на 25%, на коксующийся уголь – на
50%) и спроса неизбежно приведет к сворачиванию морской сухогрузной торговли,
что скажется и на отечественных портах. Поэтому не исключено, что навалочный
терминал ТИСа останется единственным реализованным проектом в этом секторе на
ближайшие годы. «Подтянуться» к коллегам имеет возможность МТП «Южный», а также
терминал «Авлита», входящий в «Метинвест Холдинг».

В «Южном» уже идет строительство
за счет собственных средств причала №9 с инфраструктурой мощностью 1,2 млн. т в
год, закончить работы руководство порта обещает к ноябрю 2009 г. За счет
развития внутритыловых площадей причала планируется в течение двух лет
увеличить перевалку угольно-рудных грузов еще на 4-4,5 млн. т.

Строительство универсального
комплекса по перевалке сыпучих грузов мощностью 8,5 млн. т (в т.ч. 4 млн. т
угля) в год на терминале стивидорной компании «Авлита» в Севастополе
теоретически выглядит самым перспективным проектом. Одним из основных его
преимуществ являются большие подходные глубины, позволяющие принимать океанские
сухогрузы класса Capesize водоизмещением до 140 тыс. т, а в будущем – и до 175
тыс. т. Также к плюсам этого варианта можно отнести имеющуюся наземную транспортную
инфраструктуру и значительные инвестиционные возможности собственника.

Итак, в ближайшие год-два морской
импорт коксующихся углей немного утратит свою значимость. В создавшихся
условиях отечественные металлурги, скорее всего, удовлетворятся предложением из
Украины и РФ. Продолжит закупки сырья за океаном разве что подразделение
мирового гиганта – ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог».

В ТИСе также рассчитывают, что
кризис не повлияет на транзит энергетических углей из РФ. За счет своих
преимуществ компания планирует привлечь 5-6 млн. т этого груза, начиная с марта
2009 г.

Таким образом, несмотря на
кризис, вопрос строительства современных навалочных комплексов не теряет
актуальности. Такие объекты (с большими глубинами, лучшим оборудованием, более
высокими стандартами работы) легко смогут конкурировать с существующими
государственными МТП. Это подтверждают характеристики первого судна, вставшего
под разгрузку 2 декабря 2008 г. на новом терминале ТИСа (т/х «Silvergate», флаг
Либерия, длина – 224,55 м, осадка – 13,41 м, груз – 66,5 тыс. т коксующегося
угля). Принять такой сухогруз могут единицы из отечественных причалов.

Дмитрий Щербаков, Транспортный бизнес