Рост доходов Суэцкого канала снизится на 10% в 2009/2010, – прогноз

2008-11-26 11:14:52

Несмотря на рекордные в нынешнем году доходы, Суэцкий канал ждут трудные времена.


Суэцкий канал, предшественники
которого были впервые построены ещё фараонами свыше трёх тысячелетий назад,
помог этой самой многонаселённой арабской стране достичь высочайших за
последние несколько десятилетий темпов развития. В 2007/2008 финансовом году он
дал ВВП Египта 3,3%.

Рост мировой торговли, движимый
Китаем и Индией, способствовал серьёзному повышению доходности
190-километрового водного пути. С апреля плата за проход по каналу повысилась в
среднем на 7,1% , и в результате доходы за август побили очередной месячный
рекорд, составив $504,5 млн.

Согласно прогнозу каирского
инвестиционного банка «ЭФГ-Гермес», в этом финансовом году канал может
заработать $1,6 млрд., на 18% больше, чем в прошлом.

Но некоторые аналитики
предсказывают, что впереди Суэцкий канал ждут трудные времена. Рост доходов
снизится на 10% в 2009/2010 финансовом году, а сокращающийся спрос на перевозки
в Европу создаст существенную опасность спада.

«Грандиозный бум в мировой
торговле и рост цен на нефть привели к резкому росту объёма наших ежедневных
операций, – заявил руководитель администрации Суэцкого канала Ахмед Фадел. – Но
мы зависим от глобальной экономической ситуации и ожидаем, что любое снижение
роста будет иметь последствия для морских перевозок».

В этом месяце правительство
Египта заявило, что оставит без изменений свою прогнозную оценку роста на 6 –
7% на текущий финансовый год, после того как в 2007/2008 финансовом году он
составил 7,2%.

Премьер-министр страны Ахмед
Назиф заявил, что глобальный спад может сказаться на эффективности канала, как
и спад туризма и экспорта, всё это важные источники иностранной валюты.

Спрос на китайские
потребительские товары в России и Турции, а также спрос в Европе на автомобили
азиатского производства были главными движителями использования канала, сказал
Марк Пейдж, директор отдела морских перевозок лондонской компании «Дрюри
шиппинг консалтантс».

Соединённые Штаты, крупнейший в
мире потребитель энергоресурсов, импортировали в 2007 году рекордные 738 млрд.
кубометров сжиженного природного газа (СПГ), и большая часть этих поставок
осуществлялась через Суэцкий канал из Катара, который является крупнейшим в
мире экспортёром СПГ.

Рост мировых цен на
грузоперевозки также обернулся благом для канала, поскольку поставщики были
вынуждены выбирать более короткие маршруты. Но фрахтовый индекс Балтийского
моря, который отражает цены на морскую транспортировку таких товаров, как
уголь, железная руда, цемент и зерно, на некоторых ключевых маршрутах в этом
месяце упал до самого низкого уровня за более чем пять лет. В июне этот индекс
повышался до рекордных показателей.

«Индустрия морских перевозок уже
начала ощущать последствия замедления роста и весьма существенного падения
фрахтовых тарифов, – сказала Эмили Комин, представительница Международной
палаты судоходства, базирующейся в Лондоне. – Вкупе с падающими ценами на сталь
и ожидаемым сокращением китайского спроса на железо и уголь эту индустрию в
целом, вероятно, ожидает значительное замедление в ближайшие месяцы, и это,
безусловно, скажется на транзите через Суэцкий канал».

Угроза пиратства также довлеет
над ростом доходов. Непосредственно к югу от канала хорошо вооружённые
сомалийские пираты активизируют свои нападения, совершая их почти каждый день.

«Чатхэм хаус», аналитический
центр, занимающийся международными отношениями, заявляет, что пиратство может
побудить некоторые суда отказаться от захода в Аденский залив, что приведёт к
сокращению движения через канал.

Есть и такие факторы, которые
могут помочь компенсировать сокращение торговли. Суэцкий канал выиграл от проблем,
вызванных ограниченной пропускной способностью Панамского канала,
альтернативного транзитного маршрута между Соединёнными Штатами и Китаем. Время
ожидания у Панамского канала, который действует почти на полную мощность,
возросло во втором квартале 2008 года по сравнению с предыдущим годом на целых
58%, и в среднем суда проходят через этот 80-километровый канал за 38 часов.

«Связанные с пропускной
способностью проблемы привели к тому, что некоторые грузы на Восточное
побережье США поставляются в обход через Суэцкий канал и Средиземное море», –
говорит Саймон Китчен, старший экономист «ЭФГ-Гермес».

Олег Севергин, Гудок.