Рынок контейнерного тоннажа в октябре: суда становятся на прикол

2008-11-13 12:02:02

Зимний период не предвещает ничего хорошего для перевозчиков. На рынке началась «эра» фрахтователей, которые диктуют свои условия владельцам судов. Сворачивание объемов мировой торговли вынуждает перевозчиков ставить свой флот на прикол.


После обвала рынка контейнерного
тоннажа летом 2005 г. последующие 3 года Braemar Container Index стабильно
находился в диапазоне 140 пунктов плюс-минус 10%. Однако, в последнее время
ситуация на рынке вновь значительно ухудшилась, и индекс начал стремительно
«терять в весе». Только за октябрь падение BCI составило более 23 пунктов или
20,3%. При этом нужно отметить, что контейнерный рынок первым отреагировал на
наметившийся в начале года спад в экономике и мировой финансовый кризис,
оказавшись более чутким барометром, чем фрахтовый рынок сухогрузного тоннажа в
целом.

По сравнению с почти вертикальным
падением Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа, уменьшение BCI за
аналогичный период представляет собой еще относительно пологий спуск. Правда, и
изначальные позиции перед падением у обоих индексов были далеко не
равнозначные. К осени 2008 г. контейнерный рынок имел гораздо меньший запас
прочности, чем балкерный.

Динамика Braemar Container Index в октябре 2008 г.

Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

02.10.08

09.10.08

16.10.08

30.10.08

510

GL

7.61

7.44

7.44

6.67

700

GL

8.25

8.20

8.20

7.00

750

G

9.11

9.11

8.84

7.50

1000

G

9.50

9.25

9.00

7.25

1100

G

11.11

10.83

10.67

8.67

1350

G

7.42

7.42

6.92

5.77

1600

GL

9.51

9.08

8.65

7.35

1700

G

9.08

9.08

8.70

7.18

1750

G

9.23

9.23

9.23

7.75

2000

G

4.21

4.21

4.00

3.57

2500

G

8.51

8.39

7.30

6.57

2800

GL

7.88

7.76

6.98

6.08

3500

GL

6.68

6.52

6.05

5.09

4500

GL

5.63

5.42

5.00

4.17

Итого

 

113.72

111.94

106.96

90.61

G – с грузовыми средствами

GL –
без грузовых средств

Источник:
Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.

Кроме того,
динамика уменьшения контейнерных индексов для различных категорий тоннажа
носила неравнозначный характер. Если для небольших фидерных контейнеровозов за
рассматриваемый период уменьшение BCI составило порядка 4,3-5,8%, то для
магистральных контейнеровозов вместимостью 2500 TEU и выше падение достигло
11,2-23,8%. По данным SSY Consultancy&Research Ltd, за последние шесть
месяцев Hamburg ConTex Index снизился с 1000 до 649 пунктов или на 35,1%.

Рассматривая
тренд снижения тайм-чартерных ставок для контейнерного тоннажа за последние три
месяца нетрудно заметить, что в наибольшем проигрыше оказались суда вместимостью
1700 TEU, которых оказалось слишком много для сбалансированного спроса. По
оценкам гамбургской Contex, за последние две недели ставки для данной категории
контейнерного тоннажа упали на $1100/сут. В этой связи аналитики отмечают
существенное снижение коридора в уровне ставок на контейнеровозы вместимостью
1700 TEU и судами, способными перевозить 1000 TEU или даже фидерными
контейнеровозами.

 

Средние
тайм-чартерные ставки на контейнерный тоннаж в августе-октябре 2008 г., $/сут.

Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Август

Сентябрь

Октябрь (первая декада)

Тренд, %

725

G

8000

7850

7800

-3,0

1000

G

11200

10500

10400

-8,0

1700

G

13250

12100

11600

-25,0

2000

GL

16500

16000

15500

-13,0

2750

GL

20500

19500

19000

-17,0

3500

GL

26000

25000

24500

-13,0

Источник: Clarkson RS

Принимая во внимание то, что ноябрь-январь – относительно спокойный период, не
способствующий росту контейнерных перевозок, в последнем обзоре гамбургской
брокерской Harper Petersen прогнозируется, что количество судов на спотовом
рынке к концу года вырастет. Уже в конце октября в спотовых позициях на Балтике
и в Северном море брокеры отслеживали более 60 контейнеровозов вместимостью
1000 TEU и выше. В этой связи даже высказываются предположении, что уже в
скором времени на отстой будут поставлены первые контейнеровозы. По сообщению
Fairplay, в конце октября 2008 г. только у причалов Гамбурга работы ожидали
пять небольших фидерных контейнеровозов.

 

В интервью журналу Fairplay один из ведущих гамбургских
брокеров прокомментировал текущую ситуацию на рынке контейнерного тоннажа
следующим образом: «… судовладельцы считают за счастье найти хоть какую-либо
работу, чтобы не ставить суда на прикол, в то время как фрахтователи в большей
или меньшей степени диктуют свои условия по уровню ставок». Брокеры также
отмечают существенное снижение ставок на таком магистральном направлении как
Азия-Северная Европа, в частности из порта Гонконг. Как пишет тот же Fairplay,
по сравнению с началом года ставки на перевозки контейнеров на направлении
Индия-Европа упали почти на 30%, на направлении Китай (Гонконг)-Европа – на
70%. Ставки на перевозку контейнеров из порта Ченнай в порты Великобритании,
Антверпен и Гамбург упали до $700 за TEU. Годом ранее ставка на этом
направлении составляла $1000-1100 за TEU.

 

В связи с этим Global Insight прогнозирует финансовые убытки
многим линейным операторам в IV квартале нынешнего года. Если по итогам II
квартала 2008 г. прибыль сингапурского контейнерного и логистическог оператора
Neptune Orient Line составляла $76 млн., то в III квартале она снизилась до $35
млн. по сравнению со $191 млн. за аналогичный период 2007 г. В IV квартале 2008
г. прогнозируется вообще убыток от операционной деятельности компании.

 

Весьма радикальное мнение было обнародовано в Сингапуре на
состоявшейся там конференции Annual Marine Money Asia Week. Владельцам
контейнеровозов было предложено сократить тоннаж (списать суда, построенные до
1983 г.) и отменить заказы на новые суда во избежание низкого коэффициента
загрузки судов, с чем они неизбежно столкнутся в ближайшие 10 лет в противном
случае. Было также отмечено, что судовладельцы уже предпринимают определенные
меры в этом направлении, например, снижая скорость движения судов. Однако
данная мера позволяет сократить избыток предложения флота только на 5%, чего
явно недостаточно. Необходимы дополнительные, более кардинальные меры.

 

Представительные тайм-чартерные ставки на контейнерный
тоннаж в октябре 2008 г.

Контейнеро-вместимость,

TEU

Период отфрахтования,

мес.

Тайм-чартерная ставка, $/сут.

Фрахтователь

384

6

7400

TROPICAL

508

3

4700

SEA CONSORTIUM

543

12

8400

ALTIPLANIC

558

6

6400

INTERASIA LINE

601

2

5600

HOLLAND MAAS

629

35 days

7700

NORDANE BANGKOK

698

4

?5500

DELPHIS

698

5

8900

CMA CGM

698

6

8300

CENTRANS OCEAN

700

3

8950

WINLAND, DALIAN

750

4

?6500

SEA CONSORTIUM

797

12

9500

MSC

907

12

10200

SEABOARD MARINE

915

12

10150

SITC

970

6

8250

BENGAL TIGER LINES

998

20 days

9200

KMTC

1000

1

11200

TS LINES

1033

12

8200

FAR SHIPPING LINES

1049

12

10100

SITC

1114

6

9700

KMTC

1118

6

9700

DELMAS

1118

10

9700

CMA CGM

1118

12

10500

APL

1122

12

9500

HAMBURG SUED

1122

6

8900

CMA CGM

1129

12

12850

GA Line

1355

2

9500

HAMBURG SUED

1439

20 days

9500

KMTC

1504

6

9800

CMA CGM

1608

30 days

11500

HAPAG LLOYD

1645

6

10550

OOCL

1698

6

10500

TS LINES

1698

6

11900

CMA CGM

1728

3

10250

SEA CONSORTIUM

1740

12

12400

NILE-DUTCH

2171

1

15600

KMTC

2460

12

15000

MSC

2506

3

15500

HAMBURG SUED

2546

6

12250*

TS Lines

2586

12

17000

Samudera

2741

12

15250

MSC

2917

12

15000*

MSC

2986

12

14000

MSC

* – конец октября

 

Валерий Войниченко, фрахтовый обозреватель, к.э.н., [
ugmk.info ]