Морское образование в Украине: прогресс или регресс?

2012-04-18 11:53:21

Ко дню образования высших мореходных училищ 05.04.1944 г.



      Развитие мореплавания и судостроения в России и Украине в начале ХVIII века обусловило создание морских учебных заведений, Так в 1701 году в Москве была создана школа математических и навигацких наук, или как её просто называли – Навигацкая школа. В 1715 году на базе старших классов Навигацкой школы была образована Морская академия, в которой готовили штурманов, шкиперов, океанографов. В Морской академии велась подготовка по математике, черчению, навигации, корабельной архитектуре, нескольким иностранным языкам и военным дисциплинам. В 1781 году в Холмогорах на родине великого учёного М.В. Ломоносова было образовано Архангельское мореходное училище.
       С ростом торгового мореплавания увеличилась потребность в подготовке специалистов для транспортных судов. Уже в 1829 году в Петербурге было образовано училище торгового мореплавания, а в 1834 году открылось Херсонское мореходное училище. В дальнейшем были организованы мореходные классы различных разрядов в Астрахани, Баку, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Херсоне и Одессе. Из стен мореходных училищ вышли многие выдающиеся мореплаватели, полярные первооткрыватели, океанографы, знаменитые  флотоводцы.
       В 1901 году при Одесском училище торгового мореплавания было открыто судомеханическое отделение, где впервые стали готовить механиков для судов торгового флота.   
       5 апреля 1944 года Постановлением Государственного Совета Обороны СССР были образованны высшие мореходные училища  в городах Ленинград, Одессе и Владивостоке (это за год до Великой победы, за пять дней до освобождения Одессы) и уже с сентября эти училища начали аудиторные занятия. «Высшие мореходки» впоследствии стали высшими инженерными морскими училищами, а затем и морскими академиями. Подготовка плавательного состава для торгового флота в гражданских учебных заведениях CCCР была признана одной из лучших в мире. (Да и сегодня спрос на выпускников Одесской национальной морской академии существенно не снижается).
       За годы независимости Украины спрос на получение диплома морского специалиста  отнюдь не упал, не смотря на потерю, в значительной степени, отечественного флота. В 1998 году Киевское речное училище реформировано в Киевскую государственную академию водного транспорта им. гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, которое увеличило приём желающих получить морское образование в 10 раз (до 7 тысяч слушателей). В 2011 году на базе Херсонского мореходного училища образована Херсонская государственная морская академия. На сегодняшний день, Херсонская государственная морская академия – это высшее учебное заведение ІV уровня аккредитации, которое готовит специалистов полного спектра плавательных и судостроительных специальностей. В первом в Украине морском учебном заведении за 178 лет существования подготовлено более 45 тысяч морских специалистов. Среди них более трех тысяч капитанов дальнего плавания, более 2 тысяч главных механиков, около тысячи электромехаников, столько же начальников радиостанций современных морских судов. Среди выпускников 10 Героев Советского Союза и Социалистического Труда, 9 адмиралов, 2 генералы, 3 писателя, 3 лауреата Государственной премии СССР, 12 ученых, 3 начальники пароходств, 4 начальники портов, 2 директора судоремонтных заводов, 2 начальники морских училищ, 2 заместителя министра морского флота СССР, а также заслуженные учителя Украинской ССР, авторы учебников для мореходных училищ СССР.  32 судам присвоены имена выпускников Херсонского морского заведения.
       Если прибавить морские университеты в Одессе, Севастополе и все дочерние подразделения академий и университетов (только в Измаиле есть и факультет ОНМА и заочное отделение КГАВТ), то в Украине ежегодно выпускается целая «армия» морских специалистов подтверждающих Украине статус морской державы. Однако, к великому сожалению, абсолютное большинство выпускников морских учебных заведений Украины вынуждены работать на «чужой» флаг (но будем надеяться это временно).
       На сегодняшний день при таком обилии морских учебных заведений возникает множество вопросов касающихся качества подготовки мореплавателей.
Как сохранить высокий уровень подготовки моряков (особенно рядового состава), как укрепиться в «белом списке» ИМО, сохраним ли статус морской державы?
Как обеспечить плавательной практикой эту «армию» курсантов? Где брать профессорско-преподавательский состав для академий? Где трудоустраивать выпускников? Как обеспечить социальным пакетом уже работающих моряков на «чужой» флаг? Как осуществлять дипломирование и периодическую аттестацию моряков в строгом соответствии с требованиями международной конвенции ПДМНВ?
       Вопросы архи важные и они есть, которые их необходимо решать, не откладывая на окончание мирового кризиса. «Обидно за державу» читая объявления на дверях крюинговых компаний: «Выпускников КГАВТ просьба нас не беспокоить». Что, плохая подготовка? Нет не плохая, стационар – прекрасные специалисты из них  многие стали руководителями в морской отрасли. А вот кто ответит, что такое «учебные-консультационные пункты» и кого они готовят?   Профессионалы в подготовке и  дипломировании моряков уже давно забили тревогу…..Тревогу о назревшей необходимости реформирования существующей системы подготовки и дипломирования моряков Украины (журналы «Порты Украины», «Судоходство» №10 за 2006 год, газета «Моряк Украины» за апрель, май 2011, обращение В.Н. Ерофеева премьер-министру Украины от 12.02.2011 г., письмо Президенту Украины от 02.11.2011 г., статья «Украина может попасть в «Чёрный список» ИМО» газета «Морская правда» №07 за 21.02.2012 г.). Пора не отписываться, а прислушиваться к мнению специалистов прослуживших многие годы на разных должностях морского и речного флота. В структуре Министерства инфраструктуры Украины есть подразделение, которое называется институтом последипломного образования работников морского и речного флота, а почему это подразделение до настоящего времени не отвечает за последипломную подготовку и дипломирование моряков? Почему Украина теряет судоводителей по международной реке Дунай? Негде готовить? Так ведь есть, только специализированные структуры занимаются другим, прибыльным бизнесом.
Морских и речных прекрасных специалистов в Украине много (пока) давайте их силами сохраним статус МОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ.  

Выпускник ОВИМУ, старший механик   Константин Лихогляд
04.04.12 г.