Каким выдался уходящий учебный год в морских школах?

2008-07-10 12:02:36

О планах и проблемах – разговор с руководителями Одесской национальной морской академии, Одесского национального Морского университета и Морского училища им. Александра Маринеско.

Итоги

Главный итог года по версии
Михаила Миюсова, ректора ОНМА, – то, что все выпускники обеспечены работой уже
начиная с четвертого курса, сообщает «Морской Бюллетень – Совфрахт» Daily.

В январе 300 курсантов факультетов
« Морского судовождения», «Судовождения на морских и внутренних водных путях»,
«Судомеханического», «Автоматики», «Электромеханики и радиоэлектроники»
получили распределение в ведущие судоходные компании мира.

Благодаря постоянному
сотрудничеству с различными международными морскими организациями, в том числе
с Институтом морской техники, науки и технологий (EMarEST), с Морским
институтом (NI) (Великобритания), благодаря вхождению в международную
Ассоциацию морских университетов, академия дает своим выпускникам не только
по-настоящему качественные знания на уровне национальных и мировых стандартов,
но и дипломы, котирующиеся во всем мире, считает Михаил Миюсов.

«Две недели назад подписан очень
выгодный контракт с греческой компанией «Стамко», который позволяет нашим
курсантам проходить плавательную практику на судах израильских судовладельцев,
– поделился новостью Михаил Миюсов. – А всего заключено более 150 договоров
между академией и различными отечественными и иностранными предприятиями. Они
позволяют нашим курсантам не только приобретать практические навыки на
современных судах, но и получать приличное вознаграждение», – добавил ректор
ОНМА.

Расширяется специализация
академии, лицензируется новый факультет «Менеджмент организации». На эту
специальность сразу же среагировал абитуриент, не уступив по количеству
поданных заявлений ни судоводительскому, ни судомеханическому факультетам. А
вот желающих освоить, например, «Радиоэлектронные устройства, системы и
комплексы» гораздо меньше. Хотя специальность, по мнению Михаила Валентиновича,
не менее перспективна, чем юридическая или штурманская. Более того, при выборе
этой профессии у абитуриентов есть гораздо больше шансов поступить на бюджетную
форму обучения.

Ирина Морозова, ректор ОНМУ,
главным результатом считает выполнение госзаказа на 400 учебных мест.
Количество поданных заявлений абитуриентов, как и статистика отсева в процессе
учебы, у нас, можно сказать, стабильны. Наибольшей популярностью среди
поступающих в ОНМУ пользуется факультет «Транспортных технологий».
Организаторы, управленцы морского транспорта, брокеры, экспедиторы – эти
направления сегодня очень привлекают молодежь. Значительно меньший спрос на
такие профессии как кораблестроение или гидротехника – интересные, но сложные
инженерно-технические специальности, требующие качественной школьной
подготовки, которая не всегда на высоком уровне. Но это, скорее,
общегосударственная проблема, – считает ректор ОНМУ.

В этом году мы внесли некоторые
изменения в организационно-учебный процесс, исправив некоторые имеющиеся в нем
недочеты. Кроме того, пытаемся расширить круг специальностей. Оформляем
лицензию на обучение менеджеров гостинично-ресторанного бизнеса. Этих
специалистов мы намерены готовить с учетом морской специфики, то есть так,
чтобы они обладали и всеми необходимыми морскими знаниями (устройство судна и
т.п.). Когда-то такие кадры называли пассажирскими помощниками капитана, –
добавила Ирина Морозова.

Александр Сабуров, начальник
училища Маринеско, одним из значительных событий считает получение
международного сертификата BUREA VERITAS CERTIFICATION International на
соответствие системы качества ISO 9000.2001 (BVQI).

«Три года назад училищу, впервые
по результатам аудита этой именитой международной компании, был выдан
сертификат качества. Сейчас мы повторно подтвердили качество подготовки наших
курсантов. Теперь мы – единственное из морских учебных заведений СНГ,
обладающее таким сертификатом», – сообщил начальник училища.

Несмотря на опасения, связанные с
так называемой демографической «ямой», училище полностью выполнило лицензионный
объем. Всего в прошлом году поступили 280 человек. Из них 100 курсантов –
бюджетники, остальные – на контракте.

«В этом учебном году, при участии
Федерации профсоюзов работников водного транспорта и плавсостава Украины, мы
подписали очень выгодный для наших курсантов контракт со швейцарской
судовладельческой компанией. Фирма будет оплачивать учащимся стоимость обучения
и стипендию. Курсанты же, получив диплом по окончании учебы, обязуются 5 лет
отработать на ее судах», – сказал начальник.

Реорганизация

Еще одна особенность года –
внешнее независимое тестирование и новая система приема абитуриентов. А для
училища Маринеско – еще и потеря статуса юридического лица.

23 мая в связи с приказом
министерства образования и науки Одесское мореходное училище прекратило
самостоятельную деятельность и присоединилось к Морской академии как отдельное
структурное подразделение без права юридического лица.

Чем вызвано такое решение
министерства, и как отнеслись к нему заинтересованные стороны?

Михаил Миюсов, ректор ОНМА:

– В соответствии с планами
минобразования и науки, начался процесс оптимизации сети высших учебных
заведений трех уровней аккредитации. Основная задача – сокращение неоправданно
большого количества вузов и интеграция их в мощные научно-образовательные
комплексы. Что касается училища, решение о вхождении в структуру ОНМА было
принято на общем собрании преподавательского состава училища. Почему выбрана
Морская академия? Вероятно, потому, что наша материально-техническая база, в
том числе и тренажерный центр, а также учебные программы, наиболее
соответствуют учебным планам училища, которое так же, как и мы готовит будущих
судоводителей и механиков. Никаких радикальных изменений в учебных планах
училища в связи с реорганизацией не произойдет. Возможно некоторое насыщение
образовательной программы за счет нескольких дополнительных дисциплин и
некоторое усиление училища преподавательским составом академии.

Ирина Морозова, ректор ОНМУ:

– О том, что училище имени
Маринеско вошло в структуру академии, мы узнали, вероятно, самыми последними. И
это при том, что училище с 2004 года, на основании учредительного договора,
входит в состав нашего Научно-производственного комплекса в качестве
независимого участника. Кроме того, если сделать небольшой исторический
экскурс, то можно вспомнить, что в конце 90-х училище, распоряжением того же
министерства образования, входило в состав нашего университета. В 2000-м году,
по настоянию его нового начальника, решение было пересмотрено, и училищу
вернули полную хозяйственную самостоятельность вместе со статусом юридического
лица. Спустя восемь лет – снова слияние, но уже с ОНМА. Это напоминает
соревнование по перетягиванию канатов. Сегодня идет жесткая конкуренция между
морскими учебными заведениями. Это вполне нормальное явление. Но мы за честную
конкуренцию. Усиление морской академии путем присоединения сначала Колледжа
технического флота, а теперь и училища Маринеско нарушает некий существовавший
ранее между вузами баланс. Кстати сказать, и в колледже ТФ была одна наша
специальность – гидротехника. Теперь и в академии создан такой же факультет, но
при этом они пользуются нашей методической помощью. После того, как ОНМА
поглотила училище, в котором 2 из 4 специализаций – береговые, слияние академии
и училища наш преподавательский состав расценивает как угрозу целесообразности
существования университета. В состав морской академии вошло учебное заведение с
факультетами береговой специализации – «организация перевозок и перегрузок на
водном транспорте», «эксплуатация средств механизации и автоматизации
перегрузочных работ на морском транспорте» и ОНМА, вероятно, начнет готовить те
же береговые кадры, что и мы. Спрашивается, зачем в одном городе два вуза,
дублирующие друг друга? Поэтому не исключаю, что следующим логичным шагом, в
соответствии с той же концепцией министерства по оптимизации сети вузов, станет
объединение ОНМУ и ОНМА.

Александр Сабуров, начальник
Мореходного училища им. А. Маринеско:

– Педагогический коллектив
училища на общем собрании принял решение обратиться в минобразования с просьбой
включить нас в структуру ОНМА. Такое решение возникло с учетом интересов и
курсантов, и преподавательского состава. К тому же оно соответствует
государственному направлению на оптимизацию сети вузов. Сегодня огромный спрос
на морские специальности, и мы посчитали, что мощная техническая база ОНМА для
обучения специалистов плавательных специальностей наиболее соответствует и
нашим задачам. В академии имеются все необходимые, причем очень дорогостоящие,
тренажеры. Приобрести их самостоятельно мы не сможем. Просто нет таких средств.
Кроме того, после окончания училища курсанты смогут продолжать учебу в ОНМА,
фактически, без экзаменов по сокращенной программе. Что касается морского
университета, с которым мы поддерживали и будем поддерживать контакты, он
традиционно сориентирован на подготовку береговых кадров. А вообще, считаю, что
рано или поздно произойдет объединение всех морских вузов нашего региона в
некий единый мощный научно-образовательный центр, что поможет не просто выжить
в сложных условиях, но и гарантирует стабильное функционирование.

Оптимизация

Политика минобразования и науки,
направленная на оптимизацию сети высшей школы (а значит и на ликвидацию
какой-то части вузов, исходя из опыта того же Казахстана, где в процессе
«оптимизации» и приближения казахстанского образования к мировым стандартам
были закрытии 34 вуза и 58 филиалов), заденет интересы многих учебных коллективов.
А ожидаемые изменения в Законе о «Высшем образовании» коснутся значительного
числа из 904 отечественных вузов.

Это результат модернизации
структуры высшего образования и его интеграции в европейское образовательное
пространство, начавшиеся с внедрения Болонского процесса, затем – переход на
единое внешнее независимое тестирование, теперь – оптимизация сети. Как
отразятся все эти процессы на повышении качества высшего образования, сейчас
говорить трудно. Хочется надеяться, что морская школа при всем этом не потеряет
своего лица и не утратит лучшие традиции.

Виктория Еременко, Моряк Украины