2013-06-25 09:12:45
В день моряка украинские “морские волки” рассказали о взятках в портах, частых изменах, заработках и сговорах коков с капитанами.
Сегодня моряки всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Официально он называется Днем мореплавателя, и его ввели в 2011 году для моряков всех профессий торговых и туристических кораблей. В мире «морских волков» около 1,5 миллиона человек. У нас, по данным Морского форума Украины, действующих дипломов и сертификатов командного и рядового состава — чуть более 190 тысяч. По данным Одесской национальной морской Академии, около 75 тысяч наших моряков работают на судах под иностранными флагами, еще около 40 тысяч — в Украине. Но тратят свои деньги они в Украине, инвестируя в экономику около $1 млрд в год, говорит ректор академии Михаил Миясов: «Украина — мировой лидер по количеству моряков-офицеров (перед нами только Филиппины, Китай и Индия). Но вот по рядовому составу мы проигрываем: Азия предлагает рабочую силу куда дешевле и на большие сроки».
А вот День мореплавателя моряки отмечают обычно небольшими компаниями, рассказал нам старший механик Евгений из Мариуполя. «Мы собираемся только со своими, человек 5—10, можем хорошо выпить и нарассказывать друг другу историй о морских «приключениях». «Так, чтобы ежегодно отмечал праздник, не скажу, у меня праздник, когда домой наконец приезжаешь. Вот за успешное возвращение действительно стоит выпить, — признается моторист Алексей из Одессы. — В море бывает всякое. Бывало, члены экипажа допивались до белой горячки, терялись в порту, иногда приходилось взятки давать, чтобы пустили в порт. Бывало, что рейс задерживался, и вместо полугода мы проводили в море почти год. Можно кино снимать».
Хорошие места покупаются
Зарабатывают украинские моряки по-разному. Но главная проблема — устроиться на работу. Наши моряки предпочитают работать на иностранные компании, так как у нас платят мало. «Работая на наше государство, с голоду помереть можно», — говорит Дмитрий из Измаила. Чтобы хорошо устроиться, чаще всего платят деньги: от $500 до первой зарплаты целиком. Самая низкая зарплата, о которой говорят моряки, — $500. Столько, по словам опытных моряков, получал экипаж украинского судна «Волго-Балт», которое затонуло у берегов Турции. Новички могут работать и бесплатно — чтобы наработать стаж и впоследствии найти рейс получше. «Совет курсантам: не нужно ходить матросами, нужно ходить кадетами, опыт на этом этапе важнее денег», — говорит Максим Андреев из Одессы. «В Украине устроиться некуда. Наш флот весь распродан. А на украинских буксирах платят до $1000, это — потолок для старшего механика, — жалуется моряк Сергей Урсул из Одессы. — Под иностранным флагом на контейнерах получают $7—8 тыс., на буксирах — $10—12 тыс., а офшорные судоходные компании за обслуживание нефтяных вышек платят морякам и по $15 тыс. в месяц. Конечно, нужно быть отличным специалистом и хорошо знать английский язык. Плюс, конечно же, стаж: хотя бы от 5 лет». Другие моряки признаются, что работу за $7—8 тыс. найти практически невозможно, чаще попадаются предложения на $1200—1800 в месяц. Неплохо зарабатывают те, кто работают на пассажирских кораблях. «На баре тебе платят $50 в месяц, остальное зарабатываешь за счет чаевых. Выходит $2—3 тыс. в месяц, — рассказывает Михаил, работавший барменом на круизном лайнере. — Минимальная ставка для экипажа — $1057, а в среднем получают $2,5—3 тыс. в месяц. Чем выше зарплата, тем выше требования».
«Наши «гнобят» друг друга»
Моряки рассказывают, что иностранцы сейчас предпочитают нанимать моряков, которые отучились не в Одессе, а в Херсоне. «В Одессе студенты морской академии часто платят за сдачу зачетов, экзаменов и получение диплома. А вот в Херсоне меньше коррупции, рассказал нам Сергей Урсул. — Сейчас в Украине можно купить не только диплом, но и стать капитаном, вообще не выходя в море (хотя, по правилам, для получения этой должности нужно отходить на корабле 5 лет). Нанимают тех, кто постарше — они многое умеют».
Самое главное на корабле — коллектив, рассказывают моряки. «На новом судне ты практически ничего не делаешь, так как там все работает без перебоев. На старом всем без исключения приходится работать тяжело, — говорит Сергей. — Но если коллектив хороший, то неважно, новое судно или старое: работа делается быстро и весело. Чаще всего иностранцы набирают смешанный коллектив, и иногда сложно привыкнуть к людям и общаться. У каждого — своя вера, свой язык, и порой нужно много времени, чтобы сойтись». «А я вот предпочитаю работать в смешанных экипажах, поскольку с нашими работать сложно, — не согласен Дмитрий. — Наши — украинцы и русские — гнобят друг друга, никто не признает того, что замкнутое пространство отрицательно влияет на человеческую психику. Я работаю сейчас по контракту, и из всех, с кем я ходил в море, нет ни одного украинца, с которым бы я поддерживал отношения. А вот с иностранцами общаюсь. Часто люди попадаются начитанные и, проработав с ними, скажем так, месяцев шесть, можно фильм снимать».
Сказка и быль: обычные будни моряка
Наши моряки ходят в море не только на иностранных торговых судах, но и обслуживают туристические круизы на крупных лайнерах. «Я работал на американцев, — рассказывает киевлянин Михаил, — Мы ходили по курсу Нью-Йорк—Сан-Хуан—Бермуды на крупном лайнере, 14-палубном, на 3500 гостей, и еще 1500 человек — обслуживающего персонала. Там куча казино, ресторанов, бассейнов. Работал на баре. Попасть на такой лайнер — непросто: требуют и опыт, и знание иностранных языков, английский разговорный. Плюс на корабле — тренинги раз в месяц, обязательно учебная тревога на случай опасности, когда все должны продемонстрировать, что знают куда бежать и что делать. И если на наших кораблях при проверке могут и крыс найти, то американцы к чистоте относятся серьезно: там моют все на свете хлором, а организация US Public Health дважды в год проверяет эти лайнеры. Причем никто не знает, когда именно приедет проверка, потому не подготовишься заранее. Даже если найдут 15 грязных бокалов, корабль из порта не выпустят. Ведь не дай Бог норовирус пойдет по кораблю, это диарея у каждого и двухдневное промывание желудка».
Как рассказывает Михаил, при этом на корабле обязательно есть медцентр, где всегда можно бесплатно получить таблетки от морской болезни, анальгин и аспирин. Но морской болезнью на таких лайнерах страдают редко. «Это же пассажирское судно, чем больше палуб, тем больше стабилизаторов вшито. Там качка почти не чувствуется. Лишь однажды, помню, мы без пассажиров ходили в море — перегоняли корабль из одного порта в другой. Были только моряки: мы гуляли, пили, веселились. Попали в серьезный шторм, еще и один стабилизатор левый сломался, вот тогда корабль шатало, а волны были просто огромными». Заблудиться у корабля с современным оборудованием шансов нет, заверяет Михаил: «GPS через спутник всегда проложит маршрут».
Михаил побывал в знаменитом Бермудском треугольнике. Впрочем, слухи о Бермудах моряки называют сказками. «За три месяца, что мы ходили по этому курсу, мы ни разу не заблудились, и не пропал никто, — заверяет он. — Круиз через Бермуды — один из самых дорогих, вдвое дороже других популярных направлений: там очень красивая природа. Не помню, чтобы кто-то из экипажа боялся историй об аномалиях Бермудского треугольника. А вот когда мы побывали на раскопках майя в Мексике, я даже что-то почувствовал. Я смотрел на эти строения, стоял на круге зеленой травы, экскурсовод рассказывал нам историю майя и, может, я сам себе внушил это, может, такая энергетика, но я почувствовал мурашки от кончиков пальцев ног до волос на голове. Там что-то есть, причем — что-то хорошее. Я даже сам после той поездки изменился, пересмотрел свои взгляды на жизнь в лучшую сторону. На Бермудах ничего даже похожего не помню».
Очень красив, заверяет бармен, и Панамский канал: «Там один океан переходит в другой — прямо невозможная красотища. Но вот в порту в Панаме на берег выходить нельзя — могут и убить. Там на белых людей реагируют как на красную тряпку».
А самым неприятным воспоминанием у моряка остается история о смерти на соседнем лайнере. «Там муж выбросил жену за борт, и ее потом долго искали, — говорит Михаил. – Он заверял, что она просто пропала, а потом выяснилось, что он выбросил ее за борт ради страховки».
Гуляют и боятся болезней
Моряки проводят вдали от семьи многие месяцы, и потому многие из них верность своим женам не хранят, рассказывают бывалые «морские волки», подтверждая известный стереотип о том, что в рейсе измена — вовсе и не измена. «Изменяют, причем без малейших зазрений совести. И еще тебе докажут, что это можно и правильно», — говорит бывалый моряк Александр Прилуцкий из Херсона. «Из 20 человек экипажа 12 точно гуляют, — говорит механик Сергей Урсул. — Но это большой риск привезти домой целый букет венерических болезней, за которые жена по голове, конечно, не погладит. Хотя есть женщины, которые нормально относятся к загулам своих благоверных. В каждый порт прибываем — а там ждут уже девушки на пристани: готовы и по магазинам поводить, и в бар повести, и в бордель, лишь бы деньги выкладывал». «Существуют такие венерические болезни, перед которыми наша медицина бессильна, — предостерегает потенциальных «ловцов» любви моторист Дмитрий. — И приходится этим людям ехать в те страны, где они заразились, чтобы попробовать вылечиться с помощью местных снадобий и лекарств. Озвучивать эти болезни я не буду, но это и есть вторая сторона медали продажной любви. Я с такими людьми работал, от которых из-за болезней даже жены поуходили: кому они такие нужны? Так что парни помоложе и поумнее к таким «портовым» связям относятся очень осторожно».
Масло и морская вода
Моряки рассказывают, что до сих пор на многих суднах осталась традиция проходить посвящение первого рейса. «Считается, что моряк должен выпить соленой воды, — говорит Дмитрий из Измаила. — Много не нужно, каждый пьет, сколько может, просто традиция. Пока никто не умирал». «Если первый раз экватор проходишь, тоже должен пройти посвящение, у каждого оно свое, — говорит Сергей Урсул из Одессы. — Кроме традиционной соленой воды, могут скинуть тебя за борт». Капитан также может поставить на грудь моряку «татуировки» (печатки в виде трезубцев) и выдать символические грамоты. Кроме того, моряков вымазывают машинным маслом или заставляют нырять в импровизированные бассейны на палубе.
Тест на алкоголь и повара-воры
Кормят моряков обычно неплохо. Меню в первую очередь зависит от повара: если он украинец или русский, то и блюда будут привычные. «Если повар славянин, то еда обычно как дома. И борщи, и супы, и мясо, и так далее, — говорит Сергей Урсул. — А если индус, то придется рис есть постоянно. А если, простите, ноги вместо рук, то с голоду будешь помирать». Имеет также значение, какую пищу любит капитан: морякам приходится подстраиваться под его вкусы. «Бывает, что капитан и повар сговариваются, и это самое худшее, — рассказывает Сергей. — Тогда кормят нас чем попало, а сами делят сэкономленные деньги».
В вопросе алкоголя все зависит от политики компании. «Я работал на исландцев, так они два раза в неделю прилетали на вертолете прямо на палубу и заставляли сдавать анализы на наличие алкоголя в организме. Если находили, сразу отправляли домой. Считали, что так дешевле, чем если кто-то напьется и утопит корабль, — говорит Урсул. — А некоторые разрешают пить. Даже наборот — считают, что правильно раз в месяц устраивать барбекю с алкоголем, чтобы увидеть, кто в коллективе есть кто. Все расслабятся, и будет понятно, как с ними работать». «Все зависит от так называемой алкогольной политики и от строгости капитана, — отмечает и Дмитрий. — За злоупотребление алкоголем капитан, были случаи, что и отправлял людей домой. Сделать это очень легко, но последствия могут быть непредсказуемые. Бывало, капитанам мстили: они возвращались домой, а там у них автомобиль побитый и много другого. Во избежание этого часто пропойц и оставляют работать с людьми, которые действительно приехали работать и расти в карьере. Но такие люди только мешают».
Дамы на борту, чемодан и закат
Моряки уверяют, что современные покорители океана не суеверны. «Моряки практичны и неромантичны, верят в себя и в деньги, а суеверия отмирают, — сказал нам моряк из Одессы Максим Андреев. — Единственное — чемодан домой нужно паковать в последний момент. Рано соберешься — останешься еще на месяц. Всегда что-то может пойти не так, сменщик заболеет, изменят маршрут, перепутают самолет, погода не позволит зайти в порт». «Старые суеверия уже не актуальны, — говорит и Сергей Урсул из Одессы. — Но есть такое: если красный закат, то завтра будет ветер». «Я слышал только всем известное: что женщина на борту к беде. Но никто его не придерживается, особенно в странах третьего мира, где продажная любовь стоит центы», — рассказывает Дмитрий из Измаила.
Александра Захарова, segodnya.ua