2011-07-04 13:44:14
Вчера украинские моряки отмечали День Флота. «Сегодня» выяснила, легко ли сейчас стать моряком и сколько можно заработать в море.
Шансов
уйти в рейс «с нуля» очень мало. По мнению
владельца одесской крюинговой фирмы
«Лоу-ленд крюинг компани» Юрия
Малишевского, зарубежные судовладельцы
с удовольствием нанимают одесский
высший комсостав — стармехов и капитанов,
но наотрез отказываются от наших матросов
и мотористов. «В рядовой состав зовут
китайцев, филлипинцев и даже бирманцев,
— поясняет он. — А многие украинцы
некомпетентны, не знают английского и
недисциплинированны. У азиатов —
разговорный английский, они не
привередливы, и им гораздо меньше платят,
чем нашим».
Как говорит владелец
крюинговой компании «Алекс маритим
шиппинг» Вячеслав Скляров, попасть на
судно матросом или мотористом в Одессе
можно лишь через взятку. «Множество
крюингов сомнительной репутации с
удовольствием отправят в рейс человека
без опыта работы и с купленными
документами. Стоит это $1—1,5 тыс., —
уверяет Скляров. — Но после этого матрос
должен быть готов к тому, что попадет в
рабство на ветхом судне, с мизерной
зарплатой, которую могут регулярно
задерживать или вовсе не заплатить».
По его словам, солидные иностранные
судовладельцы все чаще сталкиваются с
тем, что наши матросы не владеют даже
азами профессии. «За взятку в $1—1,3 тыс.
в Одессе диплом матроса или моториста
2 класса вам принесут на дом. Плюс еще
$500 обойдутся паспорт моряка и рабочие
сертификаты. Те, у кого нет денег на
покупку документов, могут за 4 тыс. грн.
пройти ускоренные курсы в тренажерном
центре. Но этот диплом реальных предложений
уйти в рейс вам не даст, — рассказал нам
матрос с 10-летним стажем Игорь Корзая.
— В отличие от моряков комсостава,
которые могут работать индивидуально,
в составе интернационального экипажа
рядовых по всему миру нанимают целой
командой, например, только филлипинцев
или китайцев. Есть и экипажи, состоящие
только из украинцев. Но попасть новичку
в такую команду нереально. Члены таких
экипажей годами ходят вместе в рейсы и
давно породнились».
О
проблемах начинающих моряков по личному
опыту знает и 25-летний моторист Алексей
Мунтян. «После морского тренажерного
центра меня взяли на сухогруз в украинский
экипаж кадетом-практикантом. За зарплату
в $100 я полгода исполнял самую грязную
работу — драил палубу и чистил гальюны
(туалеты. — Авт.). А судовые старожилы
ежедневно мне говорили, что я здесь
лишний. Но я вынужден это терпеть, так
как без опыта работы я не могу поднять
квалификацию». К слову, даже такую
практику можно получить лишь… по
большому знакомству. «С улицы» практикантов
в рейс не берут. Меня устроил мой дядя
— он товарищ владельца крюинга. Кстати,
я стал единственным выпускником
мореходных курсов, ушедшим в рейс.
Остальные 49 моих однокурсников до сих
пор ищут работу», — говорит Алексей.
Как
признаются одесские моряки, в
интернациональных экипажах можно
сработаться далеко не с каждым. «Греки
— жадные и ленивые. В один из моих рейсов
грек-капитан свалил все обязанности на
меня», — делится старпом Борис К. А
голландцы, по его словам, нередко
попрекают одесситов, мол, «свой флот
раздеребанили, а теперь у наших хлеб
отбираете». Немцы часто придираются к
мелочам, а англичане — высокомерные и
считают наших людьми «второго сорта».
Правда,
есть специальности, обладатели которых
всегда желанны у иностранных судовладельцев.
Так, востребованы повара-коки высокого
класса со знанием английского и немецкого
языков, стюарды и горничные — их с
удовольствием берут на пассажирские
круизные суда. Требуются на суда
обладатели и вовсе экзотичных
специальностей, например — парикмахеры.
«Уже пятый год работаю парикмахером на
немецком круизном лайнере — стригу и
делаю укладки туристам. Рейсы короткие
— до 4-х месяцев. Оклад высокий — 2,5 тыс.
евро. Однако самый большой доход я
получаю от чаевых. В среднем — от 5 до
20 евро. За день «набегает» до 100 евро!»
— хвастается одессит Артур. Правда,
признается парикмахер, для того, чтобы
попасть на «теплое» место, он выложил
когда-то взятку в 2 тыс. долларов. «Пришлось
выучить немецкий и английский языки. А
опыт и диплом парикмахера у меня уже
был», — отмечает «морской цирюльник».