Сохранить коллектив и обеспечить социальные гарантии – главная задача профсоюза порта Рени во время кризиса

2009-02-19 09:31:38

Как выжить в условиях разразившегося мирового экономического кризиса? Этот вопрос сегодня волнует всех, в том числе и ренийских портовиков, которые и без того в течение последних лет работают в крайне сложных условиях.

Предприятие не имеет постоянных
клиентов и долгосрочных договоров на обработку грузов, у нас действуют, в
основном, краткосрочные, сроком на 2-3 месяца. Поэтому приходится постоянно искать
и привлекать поставщиков грузов. А это непросто из-за отсутствия собственной
железной дороги и проблем с так называемыми ломаными железнодорожными тарифами.

Мировые кризисные явления,
безусловно, добавляют нам трудностей. Известно, что уже остановились многие
промышленные предприятия в Европе, в частности, в румынском Галаце, Австрии,
которым через наш порт поставлялось сырье.

Ренийские портовики обрабатывают
более 100 наименований грузов. Однако сегодня можно гарантировать лишь два вида
– зерно и химическая продукция. Остальные под большим вопросом. Придется искать
новые рынки, новых грузоотправителей. Этим, а также «выбиванием» льготных
тарифов на транзитные грузы, которые составляют 80 процентов от всего
грузопотока, собственно, и занято сегодня руководство и соответствующие отделы
порта. Ведь мы несем ответственность за 1647 членов трудового коллектива, их
необходимо обеспечить заработком.

Задача профсоюза – в этих сложных
условиях добиваться не только сохранения коллектива, но и тех социальных гарантий,
которые предприятие, несмотря на трудности, всегда обеспечивало труженикам.
Так, в прошлом году администрация приняла и успешно выполняет антикризисные
мероприятия.

В них она обязалась обеспечить
грузопоток, установить 32-часовую, сокращенную, рабочую неделю, добиваться
экономии, энергоносителей, уменьшения расходов на командировки и содержание
служебного транспорта, обеспечение в полном объеме первоочередных платежей,
таких как заработная плата, отчисления в бюджеты, электроэнергия. Вообще-то приказ
о переходе на неполную рабочую неделю администрацией был издан в начале года.
Однако ситуация складывалась в целом неплохо, резкое ухудшение произошло летом,
когда резко упал курс доллара. Вот поэтому перевод большей части коллектива на
работу по сокращенному графику произошел в августе.

Согласно коллективному договору,
между профсоюзным комитетом и администрацией предприятия 32-часовая рабочая
неделя может устанавливаться сроком не более чем на полгода. В феврале истекает
полугодие, и администрация будет вынуждена перевести всех работников на
100-процентную оплату труда. Только спустя месяц после этого можно будет вновь
ввести ограничение рабочей недели. Администрация уже предупредила, что с 10
марта коллектив, за исключением докеров и некоторых служб, вновь переводится на
80-процентную оплату труда.

Следует сказать, что отраслевой
колдоговор допускает в определенных условиях перевод работников на 50 процентов
оплаты труда. Наш профком добился того, чтобы сокращение заработка
ограничивалось 80 процентами. Действует положение о запрещении перевода
работника на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и связанную с
этим выплату неполного заработка за два года до выхода на пенсию.

В прошлом году, несмотря на
трудности, членам коллектива дважды повышалась заработная плата – в апреле и
декабре, всего на 14 процентов. Таким образом, средняя зарплата одного штатного
работника в ноябре составляла 1047,7 грн, в декабре – 1824,5 грн. 200 человек
имеют минимальную зарплату, которая в ноябре составляла 545 грн, в декабре –
605. Мы добиваемся того, чтобы ни один портовик при переходе на сокращенный
график работы не получал меньше минимальной зарплаты. По крайней мере я, как
председатель профкома постараюсь сделать все, чтобы закрепить это в
коллективном договоре на 2009 год.

Одним из пунктов антикризисной
программы является передача последнего портового детского сада «Чебурашка» в
общую коммунальную собственность громад района. Это решение далось нелегко, но
оно продиктовано необходимостью и целесообразностью. Садик рассчитан на 320
мест, фактически заполнен менее чем на половину. Профком, изучив возможность
его пополнения, пришел к выводу, что в ближайшие годы он будет еще меньше
загружен – согласно заявкам на места в различные возрастные группы претендуют
всего по 4-5 человек. Значит, количество групп будет еще уменьшено. Между тем
на содержание этого детского учреждения ежегодно расходуется 1,5 млн. грн – это
заработная плата педагогического коллектива, оплата за электроэнергию, которой
отапливается садик в зимнее время. На сегодня такая сумма для порта немалая,
поэтому детсад финансируется по остаточному принципу. Между тем, в городе уже
не хватает мест в детсадах.

Реально все формальности по
передаче могут быть закончены к концу года. Мы ставим условие, чтобы новый
собственник помещений и их оборудования оставил на рабочих местах все 50
человек трудового коллектива. А мы, в свою очередь, гарантируем тем
воспитателям, которые имеют трудовой стаж ветерана, все действующие в
коллективе льготы. Это, прежде всего, ежегодная доплата к пенсиям. Сегодня в
ветеранской организации портовиков насчитывается 880 человек, отдавшие годы своей
жизни предприятию и несмотря на то, что вышли на пенсию, по-прежнему являются
членами коллектива, членами его профсоюзной организации. Раз в год в качестве
доплаты к пенсии они получают максимально по 240 грн. На эти цели расходуется
130 тыс. грн . 45 тыс. выделяется дополнительно ветеранской организации на
проведение различных мероприятий – посещение больных, приобретение канцтоваров,
выписка газет активистам организации, возложение венков погибшим
морякам-дунайцам, вознаграждение к юбилейным датам, оказание материальной
помощи на зубопротезирование, оздоровление. В прошлом году, например, для
ветеранов и членов их семей было выделено 11 путевок на базу отдыха на Черном
море с льготной 50-процентной оплатой.

Имеется программа социальной
защиты работающих инвалидов. Они получают материальную помощь, им выделяются
средства на зубопротезирование. Оказывается помощь работающим членам профсоюза.
Мы выдаем до 200 грн в год на лечение при условии предоставления рецепта или
справки от врача. На погребение предусмотрено 100 грн, причем каждому
работающему в порту члену семьи умершего, а также бесплатный транспорт.

Не обходим вниманием и молодых
специалистов. Согласно отраслевому соглашению надбавка за выслугу лет должна
выплачиваться по достижению трехлетнего стажа работы. Мы утвердили положение о
выплате такой надбавки спустя год после начала работы. На свадьбу молодому
специалисту выделяется 500 грн, зал и транспорт – бесплатно. Если порт
нуждается в том или ином специалисте, скажем, стивидоре, капитане портофлота,
посылаем своих студентов в учебные заведения и частично оплачиваем их учебу.
Выделяем также беспроцентную ссуду на обучение детей, на лечение, на
приобретение предметов быта. Всего на эти цели в прошлом году использовано 250
тыс. грн. Жилья у нас нет, есть только общежитие, нуждающимся предоставляем в
нем койко-место.

В прошлом году предприятие
сработало неплохо, получив 2,5 млн грн прибыли. Тем самым оно доказало умение
самостоятельно выживать в сложных условиях. Заработанных средств хватит на
покрытие имеющихся долгов, решения социальных программ. А вот на приобретение
основных средств денег нет, приходится работать на старом оборудовании. Почти
все портальные краны имеют 100-процентный износ. Мы ежегодно делаем огромные
отчисления государству. А вот государство нам не помогает ничем. Неужели
придется ждать инвестора?

Наступил очень тяжелый год. Мы
сможем сохранить коллектив и обеспечить ему социально-экономическую защиту,
если будут идти грузопотоки. Но на Дунае рынок грузов крайне органичен. Не
исключено, что администрации придется брать кредиты для обеспечения заработной
платы, отправлять людей в частично оплачиваемые отпуска, даже пойти на
сокращение численности работающих. Поэтому профком и цеховые профсоюзные
организации сейчас активно работают с людьми, разъясняют им ситуацию, их права
при сокращениях. У профкома порта и администрации всегда были хорошие
отношения, мы всегда находили взаимопонимание. Думаю, что в этой непростой
ситуации, когда нам придется отстаивать интересы трудового коллектива, мы
сможем найти общий язык.

 

Василий ЛОЗОВСКИЙ,

председатель профкома

Ренийского морского торгового
порта,

депутат Ренийского районного
совета

Источник: Украинская транспортная
газета "Моряк"