2014-03-12 10:51:59
При этом банк готов давать деньги как на концессионные проекты, так и на проекты, основанные на других механизмах. Главное, чтобы эти проекты были.
Реформирование портовой отрасли готовилось несколько лет и стартовало в июне 2013 года, со вступлением в силу закона "О морских портах Украины". Согласно документу, управление стратегическим имуществом 18 морских торговых портов Украины передано в Администрацию морских портов (АМП), подчиненную Министерству инфраструктуры. Закон предполагает участие частных инвесторов в развитии портовой инфраструктуры для привлечения новых грузопотоков и повышения конкурентоспособности отрасли. В июле 2013 года, Кабинет министров Украины одобрил проект стратегии развития морских портов Украины до 2038 года
Сейчас отрасль отчаянно нуждается в инвестициях. Как отмечает замминистра инфраструктуры Дмитрий Демидович, износ основных фондов в портах доходит до 80%. При этом самостоятельно развиваться, по словам Демидовича, она не может – только в паре с инвестором.
По оценкам Марии Михайленко, партнера компании Roland Berger Strategy Consultants (разрабатывала стратегию развития морских портов Украины до 2038 года), до 2027 г в портовую отрасль необходимо инвестировать порядка 2,5 млрд евро. В результате, к 2025-2027 гг, прогнозируем общий ежегодный грузопоток увеличится до 200 млн. тонн (148 млн. тонн в 2013 году).
Для привлечения частного инвестора в порт есть несколько механизмов, но лучше всего подходит концессия – тот же вариант, которого придерживалась предыдущая власть, говорит Михайленко. "Для инвестора это понятный механизм, который не предполагает единоразового, очень большого объема выплат в сторону государства. При этом государство получает стабильность концессионных платежей, который может быть распределен во времени", – говорит Михайленко.
Но для успешной сдачи портов в концессию государство должно обеспечить уравнивание конкурентной среды, акцентировать внимание на проектах, связанных с расширением портовой инфраструктуры и ее модернизацией, а также постепенно выходить из коммерческой деятельности в портах, отмечает партнер аудиторской компании Ernst and Young Дмитрий Литвак.
По словам эксперта, правительство не должно тормозить развитие проектов, которые уже существуют или готовятся к запуску. "У Мининфраструктуры есть возможность, в случае продолжения работы над проектами которые уже начаты, до конца этого финансового года иметь подписанные договоры с инвесторами на инвестиции от $400 млн до $1 млрд", – отметил Литвак.
Однако в бюджете сейчас нет денег, чтобы поддерживать все проекты, говорит Максим Бурбак: "Кабмин сократил очень много программ, которые применялись прошлым правительством, а в результате деньги шли в никуда". По словам Бурбака, ведомство будет поддерживать только приоритетные проекты.
Профинансировать концессию уже сейчас готов Европейский банк реконструкции и развития, говорит представитель банка Андрей Цокол. При этом банк готов давать деньги как на концессионные проекты, так и на проекты, основанные на других механизмах. "Главное, чтобы эти проекты были. Мы готовы их рассматривать при их наличии", – сказал представитель ЕБРР.
При этом, по словам Цокола, важно чтобы государство гарантировало выполнение своей части обязательств по финансированию стратегических объектов инфраструктуры: "Частный капитал не может без этого реализовать свой проект. А у нас так часто бывает, что возникают задержки, и частный инвестор вынужден откладывать запуск своего терминала", – сказал представитель ЕБРР.
Бурбак заверил, что министерство сделает все от себя зависящее, чтобы реформы не тормозились. "Идет падение перерабатываемых в портах объемов грузов. Мы проигрываем конкурентную борьбу за грузопотоки – их нужно восстанавливать", – отметил министр инфраструктуры. За прошлый год грузооборот портов Украины упал на 2% до 148 млн тонн.
О намерении участвовать в концессиях портов уже заявляли крупные операторы, занимающие эти порты – Maersk и Cargill, а также украинские предприятия "Нибулон" и "Портинвест".