Украинские моряки остались за бортом – ПРМТУ

2014-02-24 09:33:30

Моряки судна “Волго-дон 5021”, которое стоит на Херсонском судозаводе, были обмануты недобросовестным турецким работодателем. Фирма Kent Shipping задолжала морякам деньги за несколько месяцев. Кроме того, судовладелец перестал выполнять свои обязательства по снабжению судна провизией, питьевой и технической водой. Экипаж обратился в Профсоюз работников морского транспорта Украины и к инспектору ITF Наталье Ефрименко с просьбой повлиять на судовладельца



Чуть больше года нашу страну облетело  известие о крушении у берегов Турции потерпело судна «Волго-балт 199» с 11 украинцами на борту. Тогда, 4 декабря 2012 года, во время сильного шторма, судно раскололось пополам и в считаные минуты пошло ко дну, забрав с собой жизни моряков. Один моряк признан погибшим и семеро пропавшими без вести.

 Суда типа «Волго -балт» и «Волго-дон» относятся к речным, но в Черноморском регионе эта классификация часто не берется во внимание и суда продолжают курсировать по бассейну Черного моря – напоминают в Профсоюзе работников морского транспорта Украина. При этом, являясь физически и морально устаревшими (год постройки колеблется в пределах 1970-1975 годов), они несут потенциальную опасность морякам и окружающей среде. Кроме того, условия на таких суда являются субстандартными – то есть ниже положенных норм как по безопасности, труду и отдыху моряков, так и по уровню заработной платы.

  Международная федерация транспортников обратила внимание на проблематику, свойственную черноморскому региону – здесь процветает субстандартное судоходство. Для решения этой проблемы еще в 2012 году был создан Черноморский региональный проект. В мае 2013 года прошла Неделя действий на Черном море под девизом "Черное море – позора". Тогда представители профсоюзов из 6 стран Черноморского бассейна посетили более 120 судов в 30 портах. Профсоюз работников морского транспорта Украины вместе с инспектором МФТ Натальей Ефрименко и координатором МФТ Роберто Аларконом посетил 36 судов в 12 портах Украины (подробнее в журнале «Морской» № 36-37 июнь/июль 2013).

  В середине января к инспектору МФТ в Украине Наталье Ефрименко обратился экипаж судна «Волго-дон 5021» с просьбой о помощи. На судне, которое находилось на тот момент в менеджменте у печально известной турецкой компании Kent Shipping, образовалась задолженность по зарплате с августа 2013 года. Кроме того, моряков жестоко обманули, сообщив что в Херсон они идут на погрузку. На самом деле никакой груз «Волго-дон 5021» не ждал в Херсонском порту. От моряков попросту хотели избавиться, не выплатив при этом ни копейки. 

  Экипаж вовремя почувствовал подвох и покидать судно отказался до полного расчета по заработной плате. Компания-должник неоднократно обещала инспектору МФТ и членам экипажа оплатить задолженность, о чем свидетельствуют соответствующие гарантийные письма. Первый транш должен был поступить на счета моряков 3 февраля, а 15 числа задолженность обещали погасить полностью. Тем временем, у моряков заканчивалась провизия, подходили к концу запасы питьевой и технической воды. Экипаж состоящий из 13 человек, 12 украинцев и 1 россиянина, оказался в крайне тяжелой ситуации. К счастью, судно подключили к Херсонскому судоремонтному заводу, от которого оно получило электроснабжение. Моряки обратились за помощью в Профсоюз работников морского транспорта Украины и учрежденный им Благотворительный фонд морского транспорта «МОРТРАНС».

  Как сообщила пресс-служба ПРМТУ, 18 февраля морякам привезли снабжение – все необходимое для того, чтоб продержаться всему экипажу как минимум 10 дней – мясо, рыбу, фрукты, овощи, консервы, питьевую воду и многое другое.

  Что касается выплаты задолженности морякам, то тут ситуация совершенно не ясна – говорят в ПРМТУ. Просочились слухи, что якобы судно «Волго -дон 5021» было продано и новый судовладелец ждет, пока старый судовладелец рассчитается с моряками. На сегодняшний момент не понятно, кому в действительности принадлежит судно и кто именно должен морякам деньги. Ведь судно находится в менеджменте у одной компании, владеет им другая компания, а контракт с моряками заключала третья компания. Пока идет выяснение, моряки решительно настроены защищать себя и судно, которое они уже считают родным. 

Ситуация осложняется тем, что естественно, судно не покрыто коллективным договором ITF и никто из моряков не является членом профсоюза.

Кроме того, сейчас в Одессе стоит на дальнем рейде судно «Radonit», а в Ильичевске– «Evgeniya Z», которые также находятся в менеджменте у недобросовестной турецкой компании Kent Shipping. Ситуация на этих судах более стабильная – моряков обеспечили провизией и топливом, а задолженность по зарплате составляет 2-3 месяца. Как сообщил нам капитан одного и судов, для этой компании выплата зарплаты с задержкой в два месяца является нормальной практикой и это условие оговаривается с моряками перед подписанием контракта. Кроме того, капитан работает от этой компании второй контракт и ранее ему тоже задерживали выплату, но обещали выплатить и выполняли обещание.

  Тем не менее, экипаж судна «Волго-дон 5021» остался не только без зарплаты, но и без продуктов питания и питьевой воды. Не смотря на то, что моряки не являются членами Профсоюза работников морского транспорта Украины, Профсоюз не мог остаться равнодушным к проблеме соотечественников – граждан Украины – подчеркивают в ПРМТУ.