В реформированном Измаильском порту докеры работают больше, а получают меньше – Стынка

2013-09-25 16:30:48

Руководитель независимого профсоюза «Защита справедливости» Сергей Стынка высказал свое мнение о текущей ситуации в Измаильском порту. Текст публикуется без редактуры.



В июне нынешнего года вступил в силу закон Украины о портах. Какие изменения он принес в Измаильский морской торговый порт (ИМТП)?
В нем появился филиал Администрации морских портов Украины — бюрократической машины с первоначальным штатным расписанием 170 человек, впоследствии раздутым до четырех с половиной сотен сотрудников. В городских СМИ стали печатать сообщения об успехах порта: началась переработка металла в слябах, вот-вот заработает контейнерный участок, в августе значительно возросли объемы поступающих грузов. Но проблемы остались. И главная из них — сокращение рабочего персонала. На этот раз взялись за докеров.

В октябре будет уволено 33 из них. На августовском совете бригадиров руководство сообщило о намерении сократить еще более ста. За последние два года представители этой профессии из самых высокооплачиваемых в порту превратились в изгоев. Произошло это потому, что большую часть года наше предприятие функционирует в режиме неполной рабочей недели.

С портовиками, находящимися на окладах, все просто: отработал 80% положенного времени — получи 80% оклада. А как быть с докерами- «сдельщиками»? Отработал 80% смен, а получил… Более того, руководство решило экономить именно на докерах, потому как тех, кто на почасовой оплате труда, особенно не обидишь: составляющие их зарплаты предельно четко расписаны в колдоговоре. С докерами — все иначе. Их высокий заработок — результат нескольких составляющих: доплаты за классность, выслугу лет, работу в вечернее и ночное время, праздничные дни, премии за выполнение комплексных норм выработки (КНВ). Когда грузопоток уменьшился, только докеры лишились почти всех надбавок. При увеличении объемов грузов в проигрыше опять оказались докеры: администрации погрузрайонов вынуждают обрабатывать их численностью меньшей, чем предусмотрено нормативными документами. Соответственно, снижаются и расценки. Получается: работать приходится больше, а получать денег — меньше. Если же вдруг у докеров возникла возможность переработать сверхнормативные тонны груза, администрация установила лимит перевыполнения нормы — 3% ( хотя письменного приказа об этом не было), за которые и выплачивается так называемая премия КНВ. На все остальные сверхнормативные — она не начисляется.

И многие бригадиры молчат, хотя и должны были бы отстаивать интересы своих подчиненных. Да и свои тоже. Рекомендую всем заинтересованным лицам, а также работникам ОТиЗа, прочитать дополнение № 36 к колдоговору, пересчитать наряды и посмотреть, сколько недоплатили докерам. А последним хочу напомнить: если они не научатся уважать себя и свой труд, не дождутся этого ни от кого. От администрации порта — в первую очередь.

Замечу также, что все решения, принимаемые так называемым советом трудового коллектива (СТК) — незаконны.

Советую многочисленным юристам порта найти хотя бы где-нибудь положение об СТК и его полномочиях. Их нет ни в КЗоТе Украины, ни в других действующих законодательных актах. Существует оно только во внутрипортовых документах. Хочу напомнить, что в соответствии с ныне действующим в Украине законодательством, если на предприятии есть профсоюзные организации, все изменения в колдоговор имеет право принимать только конференция трудового коллектива, созываемая профсоюзами. Особенно, если таковые ухудшают положение наемных работников. Все остальное — незаконно. И наша первичка постарается доказать это в суде.

Несколько слов об установленном в порту пропускном режиме. Если вы, работник порта, в свой законный выходной решили пройти, например, в отдел кадров, вам придется сначала дождаться служебный записки от его сотрудника. Было бы полбеды, если бы он сам ее писал и подписывал, а так сначала «кадровик» должен подать ее директору порта А. Ерохину, затем она направляется его заместителю по безопасности В. Браславскому, далее попадает к начальнику АМПУ Н. Ильину, потом к начальнику службы безопасности АМПУ С. Вербе, а уже он дает распоряжение в бюро пропусков и через часок-другой вас наконец-то пропускают в погрузрайон. Для меня же, как председателя профсоюзной организации, и членов профкома первички ВПС «Защита справедливости», предусмотрена еще одна дополнительная инстанция в лице начальника службы морской безопасности О. Антонова. Оттуда исходит «контрольный» звонок в бюро пропусков: «Не пущать!». Мол, не хочу, и все тут!

Во втором погрузрайоне был подготовлен список докеров, которые своей наработкой времени на механизмах заслужили повышение классности. Но приказом классность повысили всем, кроме членов профсоюза «Защита справедливости». Почему? А просто так! Мелковато и подленько получилось.

С высокой трибуны портового клуба начальник ИМТП А. Ерохин заявил, что через территорию производственного участка 85-й км пройдет газопровод сжиженного газа. Поэтому и был подготовлен приказ о перемещении учредителей первички профсоюза «Защита справедливости» на него.

Очевидно, только они могли привести территорию участка в порядок, убрать ее от травы, камыша и прочего хлама и мусора. Только вот незадача — обещанного газопровода нет до сих пор… А судя по высказываниям представителей администрации второго погрузрайона, попавшие на 85-й км докеры больше никогда не вернутся на свои прежние рабочие места, руководство готовит нам новый «стратегический» участок. Например, «угольник» порта.

Хочу заверить руководство, что у членов ВПС «Защита справедливости» достаточно терпения и энергии, чтобы отстаивать свои права и интересы портовиков, в том числе и в суде.И хотя путь этот долгий, но мы готовы идти по нему до конца.

Сергей Стынка,

председатель ППО ВПС «Защита справедливости» работников Измаильского морского торгового порта