2012-11-01 16:33:10
Этот поход задумал, возглавил и профинансировал российский предприниматель и путешественник Сергей Низовцев. Яхту он приобрел специально для того, чтобы воплотить мечту о кругосветном плавании. Покупка судна обошлась ему в 2,5 миллиона евро, а проведение экспедиции — в 1,5 миллиона евро.
51-летний капитан и владелец яхты «Скорпиус» Сергей Низовцев встретил
Александра Стасюкевича на острове Мальта. «Пришел туда, чтобы
установить на яхте дополнительное оборудование и провести ремонт. Нанял
для этих работ Александра. Когда предложил ему идти в кругосветку,
услышал в ответ: «Пойду, но только с женой». Конечно, я сомневался,
соглашаться или нет. К счастью, в походе ни разу не пожалел, что
зачислил в команду Людмилу. Она оказалась замечательным человеком,
да и в должности кока была на высоте. За все путешествие всего лишь два
или три дня команда оставалась без горячей пищи, но это из-за
экстремальных условий, в которые попадала яхта. Людмила готовит очень
вкусно. Первые месяцы я ел, как обычно, три раза в день, но затем
пришлось отказаться от ужинов, потому что начал полнеть», – поделился
Сергей Низовцев..
«Капитан выделил нам с женой отдельную каюту с туалетом, умывальником и душем, — рассказал 63-летний Александр Стасюкевич.
— На борту есть опреснительная установка, так что воды для мытья
хватало. Вот только принимать душ удавалось далеко не каждый день. Дело
в том, что яхта, как правило, идет наклоненной на один из бортов. Если
крен большой, приходилось пользоваться только умывальником».
По
словам мариупольца, и он, и его жена профессиональные моряки.
Специальное образование Людмила Стасюкевич получила в Ленинграде
и в Ейске. «Кстати, мы познакомились с Людой еще в детском саду. Вместе
учились в школе. В старших классах я начал за ней ухаживать. Поженились
в 1972 году, когда я вернулся после службы в Военно-морском флоте.
Вместе ходили на судах Азовского пароходства. А когда после развала
Советского Союза нам перестали платить зарплату, пришлось искать работу
за границей. Последние 12 лет работаем на Мальте — устраиваемся на яхты:
я — в качестве капитана, Люда — стюардессы. У нас двое детей, уже есть
внуки. Работа за рубежом позволяет нам помогать своим родным. Замечу,
что нам не пришлось нести расходы по участию в кругосветке —
их полностью взял на себя капитан Сергей Низовцев», – отметил Александр.
Людмила
кормила экипаж по-домашнему. Самое популярное блюдо — украинский борщ
и уха. На завтрак готовила яичницу или кашу, подавала колбасы, сыр.
На обед, как правило, было жареное или тушеное мясо, макароны по-флотски
или жареный картофель, салаты, фрукты.
«В одном
из поселков на севере Канады нас угостили кожей кита-нарвала
с прослойкой сала, — добавил Александр Стасюкевич. — Это лакомство
приправляется особым соусом — пальчики оближешь. На Севере местные
подарили нам еще один деликатес — мясо рыбы таймень. На острове
Шпицберген, расположенном в Северном Ледовитом океане, мы купили ящик
крупной жирной свежей селедки. Сами ее засолили. Получилось потрясающе —
столь вкусную сельдь я ел в своем далеком детстве».
Самым сложным для экипажа оказалось плавание вокруг Антарктиды. «Там
мы пережили, пожалуй, наиболее опасную ситуацию — шторм, – отметил
мариуполец. – В тех водах это обычное дело. Но в море Содружества нас
накрыл беспощаднейший шторм, который сопровождался ураганом — скорость
ветра достигла 65 узлов (121 километр в час). Стихия сорвала с креплений
антенны и другое оборудование, находившееся на палубе, сломала
ограждения, порвала паруса… Мы остались без связи с Большой землей.
Хорошо, что уцелела коротковолновая радиостанция, с помощью которой
удалось отправить сообщение на российскую полярную станцию в Антарктиде
«Новолазаревская».
В
сложные ситуации яхтсмены попадали и в Арктике, но там психологически
переживать их было проще, поскольку в Северном Ледовитом океане ходит
большое количество ледоколов.
Захватывающим
оказался подход к Бермудскому треугольнику, за которым закрепилась
слава аномальной зоны. «Там мы столкнулись с очень сильной грозой —
воздух из-за нее был настолько наэлектризован, что волосы в буквальном
смысле поднимались дыбом! То и дело вспыхивали ярчайшие молнии, воздух
сотрясали оглушительные раскаты грома. Гроза могла вывести из строя все
электронные приборы, находившиеся на борту. Пришлось их отключить», –
рассказал Стасюкевич.
Кругосветка
завершена, но на этом мореплаватели останавливаться не собираются.
Капитан Сергей Низовцев вскоре вновь планирует отправиться со своей
командой в океан. Одна из задач — пробиться к берегу Антарктиды через
море Росса, которое почти круглый год покрыто льдом.