2011-12-05 10:10:52
Принятие Верховной Радой Закона «О морских портах» лишь спустя четыре года после регистрации законопроекта было вызвано сопротивлением Министерства транспорта. Об этом в комментарии «Преступности.НЕТ» рассказал губернатор Николаевской области Николай Круглов.
Этот закон принимался очень долго. Может, еще и Жилищный кодекс так же принимался. Проблема заключалась в сопротивлении Министерства транспорта. Давайте посмотрим, сколько министров транспорта, начиная с 2005 года, было. Все были, казалось бы, из продвинутых ныне оппозиционных, а тогда правящих партий – Рудьковский, Винский. Вспомните последний приезд Винского, когда он грозился поломать все, отобрать все, – сказал губернатор. – Сейчас изменилась ситуация, поэтому изменилось министерство. Хотя министерство, может, само не изменилось, а трансформировалось в результате реформ, которые начались.
Николай Круглов отметил, что «с момента подписания этого закона должен пройти как минимум год, чтобы мы поняли все его плюсы и минусы».
В этом законе и в ряде других законов, в том числе и о приватизации, четко записано, что приватизации не подлежат причальные стенки. Это самое главное. Я когда работал над этим законом, изучал законодательства европейских стран и США. В европейском законодательстве понятие «порт» означает территорию, на которой осуществляются грузовые операции и т.п. минимум два субъекта хозяйствования. У нас же написано, что порт – это государственное предприятие. Это совершенно другой подход. Поэтому стоял вопрос о запрете приватизации портов. Потом вопрос был уточнен и сказали, что в принципе не сам порт запрещают приватизировать, а только то, что являет самую главную ценность, потому что на территории порта есть земельные участки. Хотя и в этом законе прописали, что земля портовая принадлежит портам. Но самое главное то, что инвесторам предоставили возможность входить, строить причальные стенки – то, что не подлежит приватизации. Но государство в ответ на это говорит инвесторам: «Мы компенсируем вам затраты, которые вы понесли при строительстве самой причальной стенки, но стенка все равно остается нашей», – объяснил губернатор.
Согласно Закону «О морских портах», теперь вместо портов будут работать филиалы государственной морской администрации.
– Это орган, на балансе у которого будут причальные стенки, подходные каналы, портовое оборудование, которое можно сдавать в аренду, – сказал Николай Круглов. – Основная задача порта, по сути, – зарабатывать за счет своей собственности. Порт будет разрешать на причальных стенках работать стивидорным компаниям, в том числе, если возникнет такая необходимость, будет возможность работать и самой администрации морского порта, как это делают за рубежом, но на конкурсных началах.
Губернатор заверил, что вмешательства в хозяйственную деятельность портов со стороны администрации практически не будет – за администрацией закреплено право заключать договоры аренды и принимать решения о передачи в концессию.
Что волнует Николая Круглова, так это вопрос регистрации стивидорных компаний и вопрос назначения начальников портов.
– Нужно дорабатывать на уровне каких-то нормативных документов вопрос регистрации стивидорных компаний. Для нас важно, чтобы эти компании были зарегистрированы в Николаеве. Потому что иначе мы с вами сразу же начнем терять доходную часть. А доходная часть морехозяйственного комплекса у нас очень большая, – рассказал председатель обладминистрации. – Поскольку руководители филиалов назначаются с Киева, без согласования с местными органами власти, нас беспокоит и тема их управляемости, но в хорошем смысле слова. Мне без разницы, кто там будет – Иванов, Петров или Сидоров, но влияние власти… Здесь может быть только так: попался и получил по заслугам или не попался и работаешь.