2011-11-04 00:15:31
Верховная Рада Украины приняла во тором чтении и в целом законопроект № 0881 от 23 ноября 2007 г., инициированный народными депутатами фракций БЮТБ, Партии регионов и Соцпартии о морских портах. За принятие соответствующего решения проголосовали 266 народных депутатов из минимально необходимых 226.
Законопроектом определяются правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и развития морских портов, осуществления портовой деятельности.
Проект закон регулирует деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование и управление в сфере портовой деятельности; государственных и морских администраций порта, владельцев морских терминалов, портовых операторов и потребителей их услуг (товаров, работ); предприятий, организаций и учреждений, предоставляющих специализированные услуги в порту и морском терминале.
Действие настоящего закона не распространяется на пункты базирования кораблей Военно-Морских Сил Украины, Морской охраны Государственной пограничной службы Украины, а также пункты базирования военно-морских кораблей других государств, если это предусмотрено международными договорами Украины.
Закон устанавливает государственное регулирование в сфере портовой деятельности, основными задачами которого являются: содействие формированию рынка портовых услуг путем реализации экономической, тарифной, научно-технической и социальной политики на транспорте, обеспечение надежного и безопасного функционирования морского транспорта; установление, развитие и реализация внешнеэкономических связей Украины.
Государственное регулирование в сфере портовой деятельности осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти в области транспорта, а также другие органы исполнительной власти в пределах своих полномочий.
Законодательным актом определено, что “порт или морской терминал получает статус морского порта или морского терминала с момента внесения его в Государственный реестр морских портов и морских терминалов и теряет его с момента исключения из упомянутого реестра”.
По закону, “для осуществления хозяйственной деятельности, управления государственным имуществом в порту, обеспечения безопасности судоходства, общей безопасности, включая охрану судов и портовых средств, содержание инфраструктуры порта по решению центрального органа исполнительной власти в области транспорта в сфере его управления создается государственная администрация порта .
Государственную администрацию порта возглавляет начальник порта, который назначается на должность центральным органом исполнительной власти в области транспорта на условиях контракта в соответствии с законодательством.
Внесение порта или морского терминала в Государственный реестр морских портов и морских терминалов до отведения соответствующего акватории государственной администрации порта и (или) к определению морской администрации порта, на которую возлагаются функции государственного надзора за безопасностью судоходства в акватории порта и услуг на территории порта или морского терминала, запрещено.
Центральный орган исполнительной власти в области транспорта обеспечивает своевременное информирование об изменениях в перечне и статусе портов и морских терминалов соответствии с международными обязательствами Украины”.
Законом также предусмотрено: “в случае исключения морского порта из Государственного реестра морских портов и морских терминалов порядок дальнейшего использования акватории, территории и специализированного имущественного комплекса и другого государственного имущества, закрепленного за государственной администрацией порта, определяется Кабинетом Министров Украины”.