ЕС намерен остановить торговлю незаконной древесиной

2011-11-01 08:10:32

Новые европейские Правила регулирования оборота древесины сделают импортеров ответственными за доказательство законности заготовок круглого леса.




Европейский парламент и Европейская комиссия согласовали Правила регулирования оборота древесины, которые имеют целью прекращение торговли незаконно заготовленной древесиной внутри Европейского союза. После их введения в действие в 2013 году они будут регулировать как древесину, заготовленную внутри Европы, так и импортированную. Правилами будет регулироваться оборот круглого леса, пиломатериалов всех видов, фанеры, картона, мебели, целлюлозы и бумаги.

Под нелегальной древесиной в данном случае понимается древесина, которая была заготовлена, транспортирована или продана с нарушением законов страны происхождения.

Сюда относятся незаконная заготовка древесины, неуплата налогов или подделка таможенных документов. Во многих странах незаконные лесозаготовки являются частью более широкой системы коррупции, с которой слабые государственные структуры не могут эффективно бороться. По некоторым оценкам страны – производители древесины теряют 10-15 миллиардов евро налоговых поступлений в год, которые в ином случае могли бы быть использованы на образование, здравоохранение или развитие устойчивого управления лесами. Бесконтрольное использование лесов приводит к обнищанию сельских территорий, нарушает права местного населения и приводит к исчезновению ряда биологических видов растений и животных.

Без рынка нелегальной древесины незаконные лесозаготовки существовать не могут. Так как эти процессы имеют скрытый характер, точные цифры объемов нелегального оборота древесины не известны, однако по некоторым оценкам нелегальная древесина составляет 1/5 ее импорта в Европейский союз. Эта величина составляет несколько процентов от общего объема использованной древесины и достигает 10-20 миллионов кубометров в год.

Кроме разрушительных эффектов для экономики, социальной сферы и экологии стран – экспортеров древесины европейские ее производители и конечные потребители продукции из древесины могут ощущать негативные эффекты недобросовестной конкуренции за счет дешевизны нелегальных лесоматериалов. Более того, нелегальные лесозаготовки делают полностью невозможными усилия по устойчивому развитию территорий и борьбе с изменениями климата.

В 2003 году Европейский союз решил усилить структуры, ответственные за применение лесного законодательства, правильное управление лесами и торговлю древесиной со своими торговыми партнерами.

План действий Европейского союза FLEGT (Forest Low Enforcement, Governance and Trade) – ФЛЕГТ (Усиление действия лесного законодательства, управления и торговли) предполагает заключение двусторонних добровольных соглашений с целью обеспечить легальность заготовленной древесины.

Такие соглашения были подписаны с Ганой, Камеруном, Республикой Конго, Центрально-Африканской Республикой, Индонезией и Либерией, среди других стран переговоры продолжаются с Малайзией и Габоном. Ряд других стран рассматривают возможность начала переговоров с Европейским союзом, ожидается, что интерес к переговорам будет возрастать по мере приближения срока вступления в силу Правил регулирования оборота древесины.

Двусторонние добровольные соглашения в рамках плана действий ФЛЕГТ основаны на признании законов и нормативных актов стран происхождения древесины, в которых определено, какая древесина признается легально заготовленной. Более того, согласуется документация по всей производственной цепочке от пня до порта экспорта лесной продукции и организуется система ее независимого мониторинга.

Готовящееся новое законодательство Европейского союза делает трейдеров лесной продукции ответственными за ее происхождение. По первом прибытии партии лесных товаров на европейский рынок их поставщик будет отвечать за то, что она не включает товаров, произведенных из нелегально заготовленной древесины. Импортер должен будет знать, кто заготовил древесину и где, и оценить риск возможных нарушений законности по всей производственной цепочке.

При покупке древесины из другой страны Европейского союза или в своей собственной стране продавец будет обязан предоставить данные о том, где он ее купил и кому продал. Для многих компаний лесного сектора в этих правилах нет ничего нового: правила регулирования оборота древесины только делают обязательной ту практику, которую ответственные компании проводят уже в течение многих лет.

Создание широких и эффективных систем мониторинга легальности древесины имеет большое значение. Двусторонние добровольные соглашения в рамках плана действий ФЛЕГТ и их практическое применение играют большую роль в определении того, какую древесину считать легальной.

Добровольная лесная сертификация уменьшает риск появления нелегальной древесины, но она покрывает только начало производственной цепочки.

Окончательные юридические последствия за нарушения правил определяются властями стран Европейского союза. До сих пор в Европе нет опыты судебного преследования за такие нарушения, однако пример компании по производству гитар в США может быть использован как прецедент. В США законодательство, только сейчас вводимое в Европе, существует уже довольно долго. Год назад была обнаружена партия древесины тропической породы эбони на заводе этой компании в Нэшвилле, импортированной из Мадагаскара без необходимых документов. Этот случай до сих пор рассматривается в судебном порядке.

Ожидается, что большие европейский компании легко приспособятся к новым правилам, однако маленькие компании опасаются увеличения бюрократических процедур. Они также опасаются пробелов в законодательстве, которые могут снизить их международную конкурентоспособность.

Новые правила не затрагивают печатную продукцию, и поэтому существуют опасения, что, например, Китай, получит конкурентные преимущества в связи с тем, что не контролирует оборот лесных товаров так строго, как это делает Европа. Объем печатной продукции, экспортируемой в Европейский союз из Китая, оценивается в 2,5 миллиарда евро.

Следующие несколько лет дадут нам представление о воздействии новых правил регулирования оборота лесных продуктов на лесной сектор Европы.

Однако нужно иметь в виду следующие важные моменты: искоренение нелегальной древесины с рынков Европейского союза является важным шагом к установлению легального лесопользования в других странах, что само по себе очень ценно, так как является важным шагом к обеспечению устойчивого управления лесами. Легальное лесопользование и устойчивое управление лесами во всем мире будут способствовать борьбе с бедностью и негативными эффектами изменения климата. Добиваясь этих целей, участники лесного сектора Европы могут больше выиграть, чем потерять.

www.lesovod.org.ua