2011-10-26 09:30:46
По итогам 9 месяцев через Украину было перевезено 39 млн т транзитных грузов, что несопоставимо с докризисными показателями. Транзит “Укрзализныци” в основном зависит от российского экспорта, а в этом году объем поставок некоторых товаров из России сократился, сообщает КоммерсантЪ Украина.
За 9 месяцев 2011 года железными дорогами Украины было перевезено 344 млн т грузов (+8,4% к 9 месяцам 2010-го), сообщили вчера в пресс-службе “Укрзализныци” (УЗ). В транзитном сообщении – наиболее прибыльном направлении для УЗ – было перевезено 39 млн т. Это на 13,1% больше, чем в прошлом году, но темпы восстановления транзита замедлились – в первом полугодии рост был 17,4% (см. “Ъ” от 22 июля). “Это объясняется сезонным фактором,- пояснил “Ъ” заместитель главного коммерческого управления УЗ Андрей Мирошников.- Обычно к зиме объемы транзитных грузовых перевозок увеличиваются, а в летнее время растут перевозки речным транспортом. Когда навигация прекращается, наши объемы возрастают”.
В “Укрзализныце” отмечают, что в этом году в структуре транзита наблюдается уменьшение объемов каменного угля и черных металлов. По итогам 9 месяцев наибольшую долю заняли нефть и нефтепродукты – 11,9 млн т, каменный уголь – 6,6 млн т, железная и марганцевая руда – 8,9 млн т. “С одной стороны, падение связано с уменьшением спроса на эту продукцию, с другой – с развитием портовой инфраструктуры России на Черном и Балтийском морях. Россияне заинтересованы в использовании собственной базы”,- отметил господин Мирошников.
Аналитик ИК “Ренессанс Капитал” Борис Красноженов объясняет, что падение объемов экспорта угля и стали из России обусловлено несколькими факторами: “Экспорт стали в Европу снизился из-за падения спроса в этом регионе. А в сентябре-октябре производители проводили плановые ремонты мощностей”. Дмитрий Смолин из “Уралсиба” подчеркивает, что производство российской стали за 9 месяцев выросло всего на 3% к прошлому году: “Транзит через Украину мог упасть из-за увеличения перевалки в российских портах”.
Падение экспорта угля аналитики объясняют ростом спроса на эту продукцию со стороны азиатских стран. “В этом году восточные порты России значительно увеличили отгрузку угля Китаю и другим странам Юго-Восточной Азии”,- говорит господин Смолин. “Еще одна проблема – дефицит вагонов в Кемеровской области, откуда в основном экспортируется уголь. Около 13,5 млн т его скопилось на складах”,- добавляет господин Красноженов.
В “Укрзализныце” надеются, что до конца года динамика роста транзита сохранится на уровне 13%. До докризисных показателей транзита – 65-70 млн т – монополии далеко. В 2009 году падение составило 35%, до 45,4 млн т, а за 2010 год он вырос всего на 2,7%, до 46,7 млн т.
“Сейчас около 70% объема транзитных грузов идет из России, поэтому у нас есть определенная зависимость от экономики этой страны и стран, которые закупают в РФ сырье”,- говорит Андрей Мирошников. По мнению аналитиков, Украине нужно задуматься над упрощением таможенных процедур и развитием специализированных терминалов. “В этом году УЗ сосредоточилась на подготовке к Евро-2012. Транзит пока не является приоритетом”,- отмечал руководитель “Менеджмент Консалтинг Групп” Дмитрий Подтуркин.
Коммерсант-Украина