2011-10-07 10:08:02
Согласно объявленного «Укртрнаснафтой» тендера на закупку услуг по переработке азербайджанской нефти, НПЗ украинского олигарха априори будут загружены за государственный счет при содействии коррумпированных чиновников, а указанный оператор объявил о готовности начать поставки нефти не до конца ясного происхождения по маршруту «Одесса-Броды-Мозель-Плоцк» уже в 2011 г. в ущерб интересам РФ.
В соответствии с объявлением компании, опубликованном на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины, оператор нефтетранспортной системы Украины ОАО «Укртранснафта» заявило о проведении тендера на закупку услуг по переработке около 300 тысяч нефти марки Azeri Light на украинских НПЗ в 4 квартале 2011 г. – первом квартале 2012 г. до 27 октября 2011 г. . В соответствии с документом, полученные в результате переработки нефтепродукты «Укртранснафта» планирует реализовывать якобы на внутреннем рынке, а будущий подрядчик должен осуществлять переработку сырья с обеспечением минимальных требований выхода светлых нефтерподуктов в размере не менее 58% на каждую тонну сырья, в то время как потери при переработке не должны превышать 2%. При этом осуществление переработки сырья не должно превышать 15 рабочих дней с момента приемки нефти НПЗ. /«Приват» загрузит свои НПЗ за государственный счет? По мнению экспертов, в октябре с.г., тендер безусловно «выиграют» НПЗ группы украинско-израильского миллиардера Игоря Коломойского, немодернизированные западноукраинские НПЗ которого «выиграли» в июне с.г. тендер «Укратранснафты» на хранение в течение одного годя 250 тысяч тонн азербайджанской нефти. В частности, НПЗ группы Коломойского «Приват» «Нефтехимик Прикрпатья» взял себе на хранение 200 тысяч тонн нефти, а НПК «Галичина» – 50 тысяч тонн нефти.
По сообщению председателя Правления «Укртранснафты» Александра Лазорко, лоббиста интересов Игоря Коломойского, который ранее возглавлял НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья», этот оператор украинской нефтепроводной системы, планирует в 2011 году начать поставки азербайджанской нефти по маршруту «Одесса-Броды-Мозель-Плоцк» /«Укртранснафта» планирует в 2011 году начать поставки азербайджанской нефти13.09.2011//http://energy.unian.net/rus/detail/1219/. «В данное время мы проводим переговоры с компанией «Гомельтранснефть» и польской компанией «Пшиязнь» для организации маршрута поставки нефти в Плоцк и при необходимости – дальше в Гданьск. И я думаю, поставки могут быть начаты даже в этом году», – сказал Лазорко. Лазорко отметил, что организация этого маршрута стала возможной в связи с появлением профицитных транзитных мощностей на северной части нефтетранспортной системы «Дружба», благодаря вводу в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2), которая соединяет нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтийском море. 13 апреля с.г. премьер-министр Польши Дональд ТУСК заявил, что Польша подтверждает заинтересованность в достройке нефтепровода “Одесса–Броды” до Гданьска. Президент Польши Бронислав Комаровский в позапрошлый четверг назвал условием участия поляков в ЕАНТК “экономическую выгоду”, сообщив о намерении поручить новому правительству, сформированному после октябрьских выборов, решить вопрос участия польской стороны в этом проекте. По данным экспертов, проведенные предварительные оценки свидетельствуют о рентабельности проекта в случае ежегодной прокачки около 20 млн. тонн нефти. Глава правления польской национальной нефтетранспортной компании PERN “Przyjazn” Роберт Сошинский назвал «главной, но не единственной проблемой» проекта отсутствие гарантий поставщиков и покупателей каспийской нефти, которую планируется транспортировать по ЕАНТК. В отличие от Лазорко, Сошинский сказал, что анализ условий рентабельности транспортировки нефти по маршруту «Одесса-Броды-Плоцк» продлится «по крайней мере еще два года». /http://uaport.net/news/ua/t/1109/21/1400660/. Созданная в 2004 году польской PERN и «Уктранснефтью» для развития ЕАНТК компания «Сарматия», называет условием рентабельности проекта дофинансирование ЕС, для получения которого пул инвесторов должен быть сформирован максимум до конца 2013 г. Напомним, что стоимость реализации ЕАНТК на базе нефтепровода «Одесса–Броды», согласно утвержденному ТЭО, составляет от 2 до 8 млрд. дол. в зависимости от объемов транспортировки нефти.
Ранее Лазорко сообщил, что НАК «Нафтогаз Украины» ведет переговоры с Азербайджаном о поставках нефти для дальнейшей переработке по давальческой схеме на мощностях Кременчугского НПЗ, который принадлежит «Укртатнафте», противоречиво отсуженной Игорем Коломойским при помаранчевом режиме Ющенко у российской компании «Татнефть». “Нафтогаз Украины” в настоящее время осуществляет давальческую переработку нефти на мощностях Лисичанского НПЗ, а НКРЕ 11 августа с.г. установила для “Укртранснафты” новый маршрутный тариф “Морской нефтяной терминал “Южный” – Кременчугский НПЗ” на транспортировку нефти магистральными трубопроводами. Заказчиком транспортировки нефти по новому маршруту является “Нафтогаз Украины”. В настоящее время Государственная нефтекомпания Азербайджана SOCAR осуществляет поставки нефти на условиях CIF на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод группы «Приват» и два немодернизированные западноукраинские НПЗ –Надворнянский и Дрогобычский, также группы «Приват».
В связи с вводом БТС-2 с северной ветки может быть снята нагрузка транзита в объеме около 5-8 млн. тонн., что позволит включить в проектный маршрут одну из веток северной части нефтепровода «Дружба» для поставок легкой каспийской нефти. /energy.unian.net/rus/detail/1219/. Напомним, что “Укртранснафта” и ЗАО “Белорусская нефтяная компания” 17 января 2011 года подписали договор о транзите в 2011-2012 годах украинской стороной 4 млн. тонн нефти ежегодно по нефтепроводу “Одесса-Броды” на Мозырьский НПЗ в Беларуси. Согласно документу, по нефтепроводу “Одесса–Броды” прокачивается азербайджанская нефть в порядке замещения венесуэльской нефти, которая, с свою очередь поступает в США при непрозрачных механизмах своп-контрактов по замещению нефти. В связи с нерентабельностью транспортировки нефти из Венесуэлы, некоторые эксперты не исключают, что Азербайджан вообще появился в мутной игре в качестве «фактора прикрытия» , а Киев, с подачи Коломойского переключил нефтепровод «Одесса – Броды» в аверсный режим работы. Мог возникнуть выгодный маршрут для прокачки не азербайджанской, а иранской нефти под видом азербайджанской по нефтепроводу «Баку – Супса», а далее – танкером до порта Одесса и по нефтепроводу до Брод, с последующей доставкой на белорусские НПЗ. Ведь, согласно сообщению иранского агентства Shana, Иран планирует постепенно увеличить объем поставок нефти по своп-операциям с Центральной Азией. Нефть на переработку в Иран поставляют Азербайджан, Туркмения и Казахстан, а Иран продает аналогичный объем нефти в Персидском заливе контрагентам предприятий этих стран.
Во время государственного визита Президента Украины Виктора Януковича в этом году в Баку, Янукович заявил, что стремительный рост добычи углеводородов в азербайджанском секторе Каспийского моря, а также необходимость диверсификации маршрутов доставки нефти конечному потребителю обуславливают общность интересов всех участников цепочки экспортер-транзитер-потребитель, которые предусмотрены в проекте ЕАНТК. Украинский президент полагает, что возможность интеграции через проект ЕАНТК в европейское энергетическое пространство и получение доступа к энергетическим активам в Европе являются безусловным плюсом для Азербайджана. Накануне официального визита в Азербайджан президент Украины Виктор Янукович в интервью азербайджанскому информационному агентству «Тренд» сказал, что Европа по-новому может рассматривать проект Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) при самом активном участии в нем Украины. «Украина также заинтересована в активном участии в этом проекте, в частности путем предоставления транзитных услуг. Что касается европейских потребителей, то они получат кратчайший, а потому и экономически выгодный путь доставки каспийской нефти для загрузки своих нефтеперерабатывающих мощностей», – заявил Янукович.
Напомним, ЕАНТК – проект транспортировки каспийской нефти в Европу в обход России на основе подконтрольного украинско-израильскому миллиардеру нефтепровода «Одесса-Броды», который активно продвигал бывший проамериканский президент Украины Виктор Ющенко, «фаном» которого называл себя олигарх Игорь Коломойский. Поэтапная реализация ЕАНТК предполагает: начало транспортировки 5 -10 млн. тонн каспийской нефти на украинские и иностранные НПЗ по существующей инфраструктуре с использованием нефтепровода «Одесса – Броды» в аверсном режиме и свободных мощностей южной ветви нефтепровода «Дружба», развитие новых элементов инфраструктуры для поставки до 20 млн. тонн, а потом – развитие мощности всего комплекса до 40 млн. тонн нефти, что и было закреплено осенью 2010 года Президентом Януковичем. В январе с.г. Янукович заявил во время экономического форума в Давосе, что Украина начала транзит азербайджанской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды» для белорусских потребителей. «Регулярные поставки каспийской нефти нефтепроводом «Одесса-Броды» в аверсном режиме не только повышают уровень загруженности нефтетранспортной системы, но и укрепляют энергетическую безопасность региона и Европы в целом, подтверждая роль Украины как надежной страны-транзитера… Уже в этом году к действующим контрактам на транзит 4 миллионов тонн азербайджанской нефти в Белоруссию Украина может добавить транзит как минимум 3 миллионов тонн на европейские нефтеперерабатывающие заводы. В частности, мы планируем предметно обсудить с Польшей вопрос транспортировки каспийской нефти в направлении Словакии, Чехии, Венгрии и других потребителей Центральной и Восточной Европы в рамках первого этапа реализации проекта ЕАНТК«, – заявил Президент Украины.
Заявление министра энергетики Беларуси в июле с.г. о готовности его страны к конструктивному диалогу с Украиной о транзите нефти в третьи страны с использованием украинских и белорусских нефтепроводов на фоне готовности Азербайджана наращивать объемы поставок нефти в Беларусь в объеме 3-5 млн. тонн в год при намерении переходить от организации поставок нефти к «созданию совместных структур» и вероятном участии в приватизации акций двух НПЗ – соответствуют стратегическим интересам Азербайджана и группы «Приват» Игоря Коломойского , ЕС и США с выводом азербайджанской нефти на европейские и мировые рынки, однако не учитывает необходимость согласования его с российской «Транснефтью».
В связи с переориентированием группой «Приват» олигарха Коломойского нефтепровода «Одесса-Броды» на поставки азербайджанской нефти в Беларусь, Одесский НПЗ компании «Лукойл» остановлен, а на объявленном Укртранснафтой тендере коррупционная схема предоставит право на переработку нефти немодернизированным НПЗ Игоря Коломойского: кроме «Укртатнафты», – Надворнянскому и Дрогобычскому НПЗ – за государственный счет, с дальнейшим извлечением сверхприбылей олигархами при запланированных продажах нефти в страны Европы. В сложившейся непростой ситуации лидерам 46-миллионной Украины следует проявить мудрость и волю, рассмотрев возможность возврата к реверсному режиму работы нефтепровода «Одесса-Броды» и совместным с РФ взаимовыгодным проектам в сфере транспортировки нефти и газа в рамках Таможенного Союза, а не по своп-схемам замещения – в США, с извлечением сверхприбылей противоречивым украинско-израильским миллиардером.
Справка: ПАО «Укртранснафта» НАК «Нафтогаз Украины» является оператором нефтетранспортной системы Украины, которая включает 18 нефтепроводов общей протяженностью 4569 км, 51 нефтеперекачивающую станцию (НПС), 11 резервуарных парков общей емкостью 1010 тыс. кубометров. Работу НПС обеспечивают 176 насосных агрегатов общей мощностью электродвигателей 356,9 тыс. кВт. В конце июня 2011 года Мозырский НПЗ возобновил после ремонта прием нефти по трубопроводу Одесса–Броды после завершения капитального ремонта основных технологических установок завода, а в июле Мозырский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) начал прием азербайджанской легкой нефти сорта Azeri Light с линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Мозырь» ОАО «Гомельтранснефть Дружба».
http://dc-summit.info