2011-08-17 10:30:35
Эксклюзивное интервью агентству “Интерфакс-Украина” генерального директора ООО “Хлеб Инвестбуд” Роберта Бровди.
ВОПРОС: Не могли бы Вы озвучить результаты работы компании в минувшем маркетинговом году?
ОТВЕТ: Прошлый год был для компании годом становления. Он был ознаменован процессом ее выхода как на внутренний, так и на внешний рынки. Фактически в августе минувшего года “Хлеб Инвестбуд” начал свою активную деятельность, выстроив сеть из 22 региональных представительств, наладив отношения с 750 из 1 тыс. действующих сертифицированных элеваторов, а также примерно с 20 транспортно-экспедиторскими компаниями, 11 морскими и речными портами из 18 действующих в стране. Кроме того, в ходе осуществления закупочной деятельности мы вступили в торговые отношения с около 5 тыс. сельхозпроизводителей.
Общий объем, который в прошлом году “прошел” через компанию, составил более 3 млн тонн зерна. Я расшифрую: 700 тыс. тонн были закуплены осенью 2010 года “Хлеб Инвестбудом” для наполнения Аграрным фондом государственного интервенционного фонда; около 1,2 млн тонн было закуплено по споту на внутреннем рынке и поставлено на экспорт по внешнеэкономическим контрактам с более чем 70 иностранными потребителями. Порядка 500 тыс. тонн компания закупила в рамках нашего пилотного проекта коммерческого форварда, на который мы возлагаем большие надежды в текущем маркетинговом году. Он реализовывался нами параллельно с форвардными закупками для Аграрного фонда. Для последнего по форвардной программе мы законтрактовали у сельскохозяйственных производителей свыше 890 тыс. тонн зерна. В настоящее время компания завершает третий этап форвардной закупки, осуществляя окончательные расчеты с сельхозпроизводителями за пшеницу и рожь для Аграрного фонда. По состоянию на первые числа августа 2011 года более 200 тыс. тонн зерна сельхозпроизводители уже поставили, согласно условиям форвардного договора, на сертифицированные элеваторы и, соответственно, получили в полном объеме средства за свою продукцию. Процесс поставки по форвардным контрактам достаточно динамичен, учитывая, что аграрии еще не полностью убрали ранние зерновые. Поэтому мы не сомневаемся, что компания выполнит в полном объеме и в оговоренные сроки подписанный с Аграрным фондом договор по закупкам зерна для интервенционных запасов.
Кроме того, понимая сложившуюся ситуацию на рынке с ухудшением качества зерна нового урожая, связанную с погодными условиям, компания диверсифицирует риски возможной недопоставки сельхозпроизводителями именно продовольственной пшеницы и ржи.
ВОПРОС: Каким образом?
ОТВЕТ: Для Аграрного фонда мы должны поставить по фиксированной стоимости обусловленное количество пшеницы 2-го, 3-го, 4-го классов и рожь. Но в ситуации, когда сельхозпроизводитель вместо ожидаемой продовольственной пшеницы из-за погоды получил фуражную, мы предложили ему альтернативный вариант: компания принимает у производителя фураж для собственных нужд, параллельно покупая на рынке продовольственное зерно, компенсирует часть недополученного по форварду объема. Мы пошли на такие меры, дабы сохранить налаженные отношения с аграриями, согласившимися с нами работать, и не заставлять их возвращать деньги из-за невозможности выполнить договор.
ВОПРОС: Пойдя на такой шаг, не рискует ли компания получить убытки по форвардным операциям для Аграрного фонда?
ОТВЕТ: Это не влечет за собой каких-либо финансовых потерь. Мы никоим образом не дотируем недопоставку сельхозпроизводителями продовольственного зерна. Во-первых, речь идет о достаточно небольших объемах. Во-вторых, мы имеем возможность на протяжении маркетингового года поставить фураж на внешние рынки, что также позволит избежать убытков.
ВОПРОС: Какой объем недополучила компания продовольственного зерна?
ОТВЕТ: Достаточно небольшой. Из 200 тыс. тонн, поставленных уже в рамках выполнения третьего этапа форвардных контрактов, услугой замены продовольственного зерна на фураж воспользовались сельхозпроизводители суммарно на 7,5 тыс. тонн, или менее 4%. Это говорит еще и о крайне высокой дисциплине выполнения аграриями взятых на себя обязательств, что, в частности, связано с конкурентной ценой, по которой велись форвардные закупки. Напомню, пшеница 2-го класса по форварду приобреталась по цене 1792 грн за тонну, 3-го — 1683 грн за тонну. При этом на рынке 2-й класс сейчас стоит 1650-1670 грн тонна, 3-й класс – еще дешевле. Хочу подчеркнуть, что заключившие форвардные контракты аграрии смогли получить 70% будущей стоимости урожая еще в период посевной без всяких дополнительных нагрузок. Кроме того, они имели возможность льготной покупки аммиачной селитры, которой в целом “Хлеб Инвестбуд” поставил аграриям в объеме 180 тыс. тонн. Ни один из сельхозпроизводителей не отказался приобрести селитру по предложенной нами цене – 2815 грн за тонну, тогда как на рынке она стоила далеко за 3 тыс. грн за тонну.
ВОПРОС: Для многих участников зернового рынка начало нового маркетингового года было неудачным, о чем свидетельствует низкая торговая активность, как по внутренним, так и внешним контрактам. Как начался сезон-2011/2012 год для Вашей компании?
ОТВЕТ: Следует отметить, что первые 40 дней нового маркетингового года были ознаменованы довольно интенсивной закупочной деятельностью компании. С 1 июля по 10 августа “Хлеб Инвестбуд” приобрел по споту около 1 млн тонн зерновых. Это ячмень, пшеница, рапс и овес. Будем закупать еще гречиху, подсолнечник, кукурузу.
ВОПРОС: А моги бы Вы озвучить планы компании на новый маркетинговый год?
ОТВЕТ: В этом году Украина получит достаточно высокий урожай зерна. По разным оценкам, он достигнет порядка 47 млн тонн. Но, по всей видимости, эта цифра будет больше. Даже при возможном уменьшении удельного веса продовольственной пшеницы уже сейчас можно говорить, что Украина получит урожай, которого с лихвой хватит для покрытия внутренних потребностей и создания мощного экспортного потенциала страны (по разным оценкам, эта цифра колеблется от 20 до 23 млн тонн). Учитывая все это, наш план на текущий маркетинговой год, в частности, по экспорту – это 5 млн тонн зерна. Мы также планируем переработать на муку (у корпорации ГПЗКУ, в рамках которой мы работаем, есть 17 мельниц суммарной производительностью 664 тыс. тонн) 1 млн тонн зерна с дальнейшей ее реализацией как внутри страны, так и на экспорт. Возможно, будем учувствовать в программах закупок зерна для нужд государства.
Помимо этого, в текущем маркетинговом году, проанализировав успешность коммерческого форварда и форвардных операций, которые мы провели для Аграрного фонда, мы планируем порядка 50% закупок вести по форварду. Компания выйдет на рынок с обширной форвардной программой. По коммерческому форварду закупки компанией составят минимально 2,5-3 млн тонн. Мы продолжаем покупать по форварду кукурузу, которая поступит на рынок в сентябре-октябре.
ВОПРОС: Насколько благоприятна сейчас ситуация на внутреннем и внешнем рынках для выполнения ваших планов?
ОТВЕТ: Ситуация, которая сложилась на сегодняшний день на рынке, в целом подвержена влиянию нескольких факторов. Внутренний фактор — это экспортные пошлины на зерно и невозмещение НДС экспортерам зерна. Внешние факторы, не менее влиятельные, — это увеличение предложения зерна в мире при росте потребления и выход с огромными экспортными объемами России. Российская Федерация в результате действующего в прошлом сезоне запрета на экспорт зерна и высокого урожая в текущем году аккумулировала значительные экспортные объемы и вышла на внешние рынки с достаточно низкими ценами. Например, на фуражную пшеницу прошлого года они не превышают $200 за тонну, продовольственную пшеницу – не выходят за рамки $250. В результате действия в Украине экспортных пошлин и отсутствия возмещения НДС украинское зерно стоит на $60-70 дороже российского. Это притом, что себестоимость производства в наших странах примерно одинаковая.
Этот фактор оказывает влияние на объемы экспорта зерна из Украины. Поэтому с начала текущего маркетингового года экспорт зерна из страны был незначительным.
Дело еще в том, что экспортеры пытаются переложить пошлины и невозмещение НДС на стоимость зерна, то есть на плечи аграриев, а те, в свою очередь, придерживают зерно, ожидая более высоких цен. Но причин для заметного повышения цен нет. Как я уже говорил, огромный экспортный потенциал России и растущее предложение с других мировых регионов будут давить на рынок. Кроме того, со временем качество украинского зерна будет ухудшаться, поскольку большая его часть хранится в ненадлежащих условиях. К примеру, из собранных на сегодняшний день 33 млн тонн зерна, на сертифицированные склады поступило чуть более 8 млн тонн. То есть можно говорить о том, что огромный объем собранного урожая хранится в ненадлежащих условиях. Я не хочу выглядеть скептиком, но, учитывая внешние и внутренние факторы, можно предположить, что ожидания производителей слишком высоких цен не оправдаются. Ожидать значительного роста цен также не приходятся, исходя из ситуации на мировом рынке: предложение велико, спрос минимален и ориентирован на дешевую покупку.
ВОПРОС: В таких условиях компания сейчас экспортирует зерно?
ОТВЕТ: Да. Мы одни из немногих начали активный экспорт. Компания уже отгрузила на внешние рынки более 100 тыс. тонн. При этом мы понизили свою рентабельность внешнеэкономической деятельности до минимального уровня. Мы не перекладываем на плечи сельхозпроизводителей все платежи, которые необходимо осуществлять при экспорте. При этом мы платим наивысшую цену на рынке, о чем говорит закупленный за первые 40 дней 1 млн тонн зерновых.
ВОПРОС: Ради чего вы работаете на предельной рентабельности?
ОТВЕТ: Ради сохранения налаженных партнерских отношений с сельхозпроизводителями, а также для увеличения собственного присутствия на рынке. Если в прошлом маркетинговом году наша доля в экспорте составила 10%, то в этом мы рассчитываем занять от 20 до 25%.
ВОПРОС: Как вы считаете, целесообразно ли сдерживать экспорт с помощью пошлин?
ОТВЕТ: По моему глубокому убеждению, государству следует пересмотреть свою позицию относительно экспорта зерна. Конечно же, с помощью пошлин можно решить некоторые проблемы наполнения государственного бюджета за счет денежно емких отраслей, к которым бесспорно относится и АПК. Но отмена возмещения НДС для экспортеров зерна и действие вывозных пошлин приводит к недополучению прибыли аграриями. Например, только из-за невозмещения НДС сельхозпроизводители недополучают примерно 300 грн. на тонне. Поэтому, чтобы полноценно использовать зерновой экспортный потенциал текущего маркетингового года, нужно будет как-то менять ситуацию. Судя по последним заявлениям профильного министерства, со стороны государства есть понимание необходимости таких изменений.
Интерфакс-Украина