Ексклюзивне інтерв’ю з профільним заступником Міністра інфраструктури Юрієм Васьковим

Пропонуємо вашій увазі ексклюзивне інтерв’ю “Морських бізнес-новин України” з профільним заступником Міністра інфраструктури Юрієм Васьковим мовою оригіналу.

МБНУ: Юрий Юрьевич, на днях АМПУ исполнилось 8  лет. Чуть больше месяца назад на Форуме морской отрасли вы сказали, что сегодня цель существования АМПУ нивелирована. Что нужно поменять?

В первую очередь нужно менять дивидендную политику и добиться на законодательном уровне того чтобы портовые сборы не относились к валовым доходам. Если это получится – это будет очень серьезной победой для отрасли.

МБНУ: Т.е. сделать портовые сборы целевыми, как это должно быть.

Ну конечно. Как минимум, нужно изменить дивидендную политику, чтобы больше оставалось в АМПУ для выполнения основных функций. Как максимум, убрать из валовых доходов портовые сборы.

МБНУ: Если говорить о дивидендной политике, то ранее вами была озвучена цифра, что потребность АМПУ составляет 5-7 млрд в год.

Мы буквально вчера с АМПУ пересчитывали эти данные. Еще ждем детальный расчет по каждой акватории, но уже понятно, что реальная потребность действительно достигает 7 млрд в год, чтобы своевременно обновлять все объекты стратегической инфраструктуры и интенсивно строить новые.  

Эти данные лягут в основу нашего обращения к Министерству финансов и Кабмину, чтобы обосновать нашу позицию.

Здоровая логика требует, чтобы все 100% целевых средств оставались в АМПУ и реинвестировались в инфраструктуру, которая в будущем даст еще большие поступления. 

Я напомню, пока мы не уберем портовые сборы из валовых доходов то опуститься ниже 30% отчислений дивидендов нельзя по действующему законодательству.

МБНУ: Из основных задач которые требуют решения, вы называли регуляторный кризис, кадровый кризис, отсутствие и реализация четкой политики в отрасли, в т.ч. стратегии, инфраструктурный кризис. В стратегии АМПУ они не упомянуты, там есть корпоративизация, есть принятие методики портовых сборов, но нет того о чем вы говорите.

Я не говорю, о многих “бумажных” программах и стратегиях, которые есть. Я говорю о том, что их особо никто не читал и, как минимум, не было активной имплементации этих документов. Я этой имплементации на практике не видел. Не хочу никого обвинять персонально, считаю что так было в силу объективных причин.

МБНУ: Поговорим о Вас. Вы второй раз возвращаетесь на эту должность, зачем это вам?

Я в отрасли работаю больше 20 лет и те процессы, которые сейчас происходят мне совершенно не нравятся, как человеку который прошел тут определенный трудовой путь. Я считаю, что все это нужно привести в цивилизованное русло. Судьба отрасли мне не безразлична, как бы пафосно это не звучало.

МБНУ: Юрий Васьков 2021 года, это человек Ахметова?

Юрий Васьков никогда не был человеком Ахметова.

МБНУ: Каждую смену власти в нашей стране я оцениваю по тому, кого отправляют “грабить” АМПУ: ставленники олигархов, винницкие, менты, сейчас это условные “сбушники”. Эти волны накатывали, снимали дивиденды, потом их выпиливали. Ваше отношение как профильного заместителя министра к таким “варягам” и какая будет политика Министерства?

Я не хочу комментировать какие группы влияния были в прошлом. Это не наша задача. Есть достаточное количеств правоохранительных органов которые имеет возможность на это реагировать.

Наша задача – это эффективная работа и развитие в будущем. В чем я вижу это на примере АМПУ?

  1. Сделать целевыми портовые сборы. Иначе смысла существования такой организации как АМПУ нет.
  2. Максимально упростить процесс принятия решений и взаимодействия центрального аппарата и филиалов АМПУ. Деятельность крайне зарегулирована. Руководители филиалов превратились в “сторожей”, которые без согласования не могут взять рядового сотрудника на работу и имеют минимум полномочий. Отсюда большое количество людей в центральном аппарате, забюроктратизированность процессов и т.д.

Я считаю что это нужно менять. Вернуть на места максимальные полномочия и ответственность. Работу центрального аппарата АМПУ максимально упростить и сосредоточить на стратегических задачах.

При этом руководители центрального аппарата и филиалов должны определяться исключительно на основе профессиональных качеств людей. 

Я думаю это и есть ответ на ваш вопрос о тех или иных группах влияния. Должны быть профессионалы. Люди, которые имеют опыт работы в отрасли, положительную репутацию и зарекомендовали себя эффективными на предыдущих должностях. Таких людей надо приглашать на ключевые позиции. 

Там где требуются конкурсы – я лично сторонник того, чтобы эти конкурсы состоялись. Я сторонник долгосрочных контрактов с руководителями. Выступаю категорически против “и.о.”, потому что это люди которые не несут полноценной ответственности и не мыслят на годы вперед, а живут одним днем, ожидая что их сегодня-завтра уволят.

Если мы эту концепцию реализуем, то я не думаю, что кто то из других отраслей или организаций будет стремиться работать в АМПУ. По критериям просто не подойдут.

МБНУ: Будет ли переаттестация сотрудников?

Оценка работы каждого руководителя точно будет. И будет принято соответствующее решение на основе итогов и анализа деятельности. Но при этом самоцели поменять всех ни в коем случае быть не должно.

МБНУ. Есть ли объяснение по поводу не состоявшегося собеседования по конкурса на главу Морской Администрации? И зачем понадобилось проводить 3й конкурс.

Конкурс начинался при одном министре и финалисты подошли к собеседованию уже при новом министре. Вероятно поэтому было решение, чтобы полностью всю процедуру провести заново, возможно перечень участников будет шире, соответственно конкурс можно провести более качественно.   

МБНУ: Мы с вами неоднократно говорили про кадровый кризис с “и.о.” Вы как профильный зам будете влиять на кадровую политику, какая ваша позиция в вопросе капитании и из последнего – ситуация в одесском порту с Мясковским.

Мясковский все это время был и.о. директора, который был отстранен на время аудита деятельности предприятия. В данном случае этот аудит почему то затянулся. И вместо традиционных двух-трех месяцев он продлился около полугода. Приказом МиУ этот аудит закончен. И человек, который был отстранен на время аудита – выходит на работу, знакомится с результатами аудита и т.д. Напомню, что Мясковский – тоже и.о. Надеюсь, что в скором времени и по ДП ОМТП будет объявлен конкурс и по его итогам будет выбран руководитель на постоянной основе с которым будет заключен контракт.

Что касается капитании. Я считаю, что это было ошибкой, убрать капитанов из АМПУ. Когда я принимал участие в решении этих вопросов, капитаны были в составе АМПУ и эффективно.

Есть определенные несоответствия с точки зрения обеспечения и надзора за безопасностью мореплавания. Мы их тогда решали подзаконными актами. Это всех устраивало и свою функцию они выполняли. Потом было принято решение перевести их в МорАд, поменяли положения о капитане порта, приняли еще ряд нормативно правовых актов с которыми нужно разобраться и принять правильное решение. 

Мгновенно решить этот вопрос, в силу тех процессов, которые прошли за эти годы, невозможно. Для этого надо поменять нормативно правовую базу. Я не исключаю, что мы будем выходить с инициативой, чтобы капитаны портов вернулись в состав АМПУ.

МБНУ: В прошлый раз, когда вы были замминистра в стране не было монобольшинства. Если рассматривать это как возможность – какие законодательные инициативы вы планируете вынести?

Есть определенный план, на уровне Кабмина, Министерства и Верховной Рады. Должны быть разработаны документы для реализации Закона “Про ВВТ». Во вторых, есть определенный блок накопившихся вопросов, которые переходили из года в год в ожидании такого монобольшинства. Я смогу этот план прокомментировать спустя несколько недель.

К работе по имплементации ЗУ “Про ВВТ», мы будем активно приглашать представителей бизнеса. 

Речные перевозки не должны стать более сложными. Закон должен помочь бизнесу максимально использовать внутренние водные пути. Именно поэтому мы планируем максимально привлекать к работе по имплементация закона цивилизованный бизнес.

МБНУ: МорАд это “головная боль” в последние годы. По ней будут оценивать и вас, и Кубракова. Что нужно сделать, чтобы Морская администрация наконец то заработала так как задумывалось?

Морад это отдельный центральный орган власти. Морское сообщество много лет просило создать такой орган для полноценной реализации тех международных Конвенций, которые Украина ратифицировала или должна ратифицировать.

В итоге получилось немного не так. Этот орган активно  включился в процесс дипломирования моряков, в другие процессы. В результате насущные вопросы связанные с конвенциями остались нерешенными. Нужно восстановить те цели, ради которых МорАд создавался. 

Надеюсь в этот раз конкурс на главу Морской администрации состоится и новый глава уже будет формировать команду и стратегию, чтобы выполнять те цели, ради которых она была задумана.

МБНУ: Когда процесс с дипломированием моряков получится разблокировать?

Буквально вчера смотрел статистику – около 90-100 человек ежедневно проходят тесты. Процесс не остановлен, но он безусловно не устраивает моряков и далек от прозрачности, поэтому он подлежит изменению. Его нужно максимально упростить не в ущерб качеству подготовки наших моряков.

Сегодня невозможно быстро проводить кадровые изменения по нашему законодательству.

Конкурс на голову будет длиться около 45 дней. Дальше три вакансии заместителей, на которые тоже будут объявлены конкурсы. Кадровые перемены внутри организации занимают длительное время. Реализовать это за месяц – невозможно, но можно остановить негативные процессы. Чтобы кардинально изменить формат работы этого органа потребуются месяцы. Хорошо если мы уложимся за 4-6 месяцев.

МБНУ: Я понимаю, что на это все накладываются другие задачи – концессия, ВВТ, корпоратизация АМПУ, и другие задачи, которые давно назрели, требуют серьезной работы и времени. У вас есть какие то гарантии – сколько вы будете оставаться в должности?

Нет никаких гарантий и быть не может. Они мне и не нужны. Сколько я буду тут находится, столько я должен делать все от меня зависящее, чтобы улучшить ситуацию в отрасли.

МБНУ: какие внутренние маркеры эффективности вы себе ставите?

Я не ставлю себе никаких маркеров и не имею цели долгосрочной работы в исполнительной власти. Маркеры пусть ставят участники рынка и руководство.

МБНУ: Спасибо за беседу и успехов.

 

Спілкувався Олександр Діордієв, для “Морських бізнес-новин України”.