2011-06-29 10:17:07
На сайте Верховной Рады зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации», поданный на утверждение в парламент Кабинетом министров. Документ предлагает пересмотреть в сторону сокращения перечень предприятий, которые имеют стратегическое значение для государства и не подлежат приватизации.
В случае принятия законопроекта будут сняты ограничения на приватизацию целого ряда объектов из сферы аэрокосмической, авиационной, оборонной промышленности, некоторых предприятий морехозяйственного, агропромышленного, металлургического и транспортного комплексов.
В транспортном комплексе самые радикальные перемены ожидают портовую сферу, хоть все морские торговые порты законопроект предлагает оставить в госсобственности. Зато исключить из перечня стратегических правительство намерено ГП «Черазморпуть» (занимается дноуглубительными работами) и ГП «Укрводпуть» (ремонтирует технический флот и отвечает за содержание шлюзов), ГП «Украинское Дунайской пароходство» (обеспечивает перевозки грузов по Дунаю и Черному морю).
Самая распространенная формулировка при обосновании открытия перспектив для продажи тех или иных объектов, которую используют авторы законопроекта,— утрата предприятиями признаков общегосударственного значения и/или убыточная их работа. В то же время эксперты напоминают о рисках, которые несет в себе разгосударствление промышленных объектов. «Понятно, что государство хочет заработать, и речь идет как о государственных финансах, так и о личном интересе людей, находящихся при власти. Но при принятии такого решения нужно твердо знать, что государство способно эффективно предотвратить последствия от попадания в частные руки монополий и избежать разрыва производственных связей внутри целых отраслевых комплексов»,— говорит эксперт по приватизации, директор Центра экономического развития Александр Пасхавер.
Отраслевые эксперты полагают, что с этой точки зрения не все объекты, с которых предлагается снять запрет на приватизацию, к этому готовы. «Например, с ГП «Черазморпуть» все понятно — у предприятия долги, государство не может им эффективно управлять. А вот с «Укрводпуть» все не так однозначно — это объект стратегического назначения, поскольку предприятие отвечает за безопасность шлюзов, кроме того, частично имеет бюджетное финансирование»,— говорит главный редактор «Порты Украины» Константин Ильницкий. При этом эксперт не удивлен, что порты остались закреплены в госсобственности вопреки наметившимся процессам их денационализации. «Пока не произошла портовая реформа — приватизировать порты невозможно. Это реально будет только после разделения функций администрирования и хозяйствования в портовой деятельности — возможно, после принятия нового закона о морпортах. Тогда приватизироваться будут скорее не порты, а портовая деятельность»,— уверен господин Ильницкий.