2011-04-21 11:01:05
Совет Республики – одна из двух палат Национального собрания (парламента) Беларуси – ратифицировал Соглашение о мерах по развитию сотрудничества в области транспортировки нефти через территорию Украины.
Об этом сообщается на сайте Совета Республики. Отмечается, что договор (подписан 12 июля прошлого года) направлен «на закрепление условий гарантированного долговременного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере использования инфраструктуры морских портов, железнодорожного и трубопроводного транспорта Украины при транспортировке сырья на белорусские нефтеперерабатывающие заводы». Кроме того, благодаря подписанию Соглашения Минск смог «существенно сократить издержки при транспортировке венесуэльской нефти на свои НПЗ».
Напомним, что в начале апреля документ ратифицировала и вторая часть парламента – Палата представителей.
Беларусь стала получать нефть через Украину весной 2010-го. В апреле в Одессу прибыла первая партия венесуэльского сырья сорта «Санта-Барбара» (по названию месторождения). Позже Киев и Минск заключили договор о транспортировке легкой нефти через трубопровод Одесса – Броды. В ноябре состоялась пробная прокачка 80 тыс. т сырья.
В январе нынешнего года было подписано украинско-азербайджанское межправительственное соглашение «О мерах по развитию сотрудничества в сфере транспортировки нефти по территории Украины». Документ предусматривает поставку 4 млн. т азербайджанского «черного золота» в год в Беларусь – по трубопроводу Одесса – Броды.
Первая «официальная» партия – 81 тыс. т – поступила в конце января. Из Бродов в Мозырь сырье марки «Azeri Light» доставляется по одной из двух веток магистрального трубопровода «Дружба». В марте Беларусь сократила забор нефти на 40% – в связи плановым капитальным ремонтом на Мозырском НПЗ.
Как подчеркивают в ОАО «Укртранснефть», «регулярные поставки каспийской нефти по трубопроводу Одесса – Броды в аверсном режиме повышают уровень загрузки нефтетранспортной системы Украины; укрепляют энергетическую безопасность Украины, других стран региона и Европы в целом; подтверждают роль Украины как надежной страны-транзитера; укрепляют ее статус как одного из ключевых факторов в вопросе диверсификации поставок энергоресурсов в Каспийско-Черноморском регионе».
Справка. Сооружение 674-километрового трубопровода Одесса — Броды стартовало в 1996 году и завершилось в 2002-м. Из-за отсутствия контрактов на транспортировку нефти в Европу магистраль простаивала в течение двух лет. В 2004 году началась прокачка российского сырья в реверсном направлении (обратном проектному).
Также же в 2004-м для строительства участка Броды — Плоцк (Польша) было создано совместное предприятие «Сарматия». Его учредителями стали пять нефтяных компаний — из Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши. Сроки реализации неоднократно переносились. В конце 2007 года президенты Украины Виктор Ющенко и Лех Качиньски обсуждали этот вопрос, находясь в Одесской области. Причем первый пообещал, что трубопровод окончательно будет запущен максимум в 2009-м, а второй предположил, что в 2010 – 2011 году.
В феврале 2011-го, во время визита в Польшу украинского Президента Виктора Януковича, стороны не смогли договориться о продлении нефтепровода до Гданьска. В нынешнем месяце польский премьер-министр Дональд Туск заявил, что его страна «по-прежнему заинтересована» в достройке трубопровода до Плоцка и Гданьска.