Нефть вернут в порты

2010-07-30 11:05:36

В порты пытаются вернуть утраченную нефть: Минтранс предлагает ввести дифференцированные скидки на перевалку наливных грузов в зависимости от объемов грузопотока. Это поможет заключить новые контракты на транзит казахстанского и венесуэльского сырья на 2011 г., надеются портовики.



На
сайте Минтранса опубликован проект приказа о внесении изменений в сборник
тарифов на перевалку грузов в портах. В документе предлагается установить
дифференцированные скидки на обработку транзитной нефти и нефтепродуктов при использовании
причалов и территории портов во время погрузочно-разгрузочных работ. Скидка
будет предоставляться грузовладельцам при объеме перевалки не менее чем 1,5
млн. т за квартал. В случае, если перевалка будет колебаться в пределах 1,5-2
млн. т, дисконт к тарифу составит 30%, от 2 до 2,25 млн. т — 35%, от 2,25 до
2,5 млн. т — 40%, от 2,5 до 2,75 млн. т — 45%, при обработке более 2,75 млн. т
нефти за квартал — 50%.

Согласно
проекту приказа, скидки разрешат применять всем нефтетерминалам морских
торговых портов. Однако наибольший эффект от их введения транспортное ведомство
ожидает получить в Одесском МТП, который считается традиционным лидером по
данной номенклатуре грузов.

“Принятие
приказа позволит порту вернуть утраченные грузопотоки и достичь годовых объемов
перевалки нефти и нефтепродуктов на уровне 12 млн. т, а дополнительный доход от
работы с привлеченными транзитными грузами составит $12,8 млн.”,— утверждают
авторы документа в его преамбуле.

Напомним,
долгое время (с 2003 г. по 2008 г.) в Одесском порту действовала 50%-ная скидка
на перевалку транзита нефти и нефтепродуктов. Однако с 1 января 2009 г. срок
действия приказа о скидке истек, и документ пролонгирован не был. С тех пор
транзит нефти через Одесский порт резко пошел на спад, утверждают портовики.
“Мы теряли объемы в 2009 г. и продолжаем их терять сейчас. За последние три
месяца перевалка нефти и нефтепродуктов не превысила 1,5 млн. т, и в июле
продолжается сокращение (мощности нефтетерминала в Одессе — 24 млн. т в год.—
“i”)”,— сетует замначальника ОМТП Юрий Васьков. В целом, по его словам, из-за
отмены скидки порт теряет около 5 млн. т грузов в год.

Между
тем более конкурентоспособные тарифы позволят не только вернуть прежних
грузовладельцев, но и привлечь новые объемы транзита, надеются в отрасли.

“Введение
скидок позволит вернуть утраченные объемы казахстанской нефти”,— считает
руководитель департамента сырьевых и промышленных ресурсов ГП
“Держзовнішінформ” Олег Мельник. В портах отмечают, что с 2009 г. ушло в
грузинский порт Батуми около 5 млн. т казахстанской нефти. Господин Мельник
полагает, что причиной тому стал неконкурентоспособный уровень тарифов в
украинских гаванях, который сейчас является самым высоким на всем Черноморском
побережье. По данным эксперта, средний уровень комплексной ставки на ПРР нефти
у нас составляет $15. В то время как, например, в Батуми — на $3 меньше.

Новые
возможности отечественных гаваней в случае гибкой тарифной политики — контракты
на работу с венесуэльской нефтью, идущей в Беларусь. По словам Юрия Васькова, в
этом году порт уже принял четыре танкера из Венесуэлы, переработав 320 тыс. т
транзитного сырья. “Но они присматриваются и к другим портам — несколько
танкеров ушло на Прибалтику”,— отмечает представитель порта. А потенциал здесь
немаленький, поскольку Беларусь планирует импортировать из Венесуэлы в этом
году около 4 млн. т нефти, а в 2011 г. объем импорта будет увеличен в 2,5 раза
— до 10 млн. т. Впрочем, скорее всего Беларусь сохранит дифференциацию
маршрутов сырья для минимизации экономических рисков, считают эксперты.

Вместе
с тем, с принятием приказа необходимо поспешить, замечают участники рынка,
поскольку на начало 2011 г. запланирован запуск новых мощностей по перевалке
нефти на юге России, в порту Тамань (в данный момент там реализуется проект строительства
порта стоимостью EUR1 млрд. и мощностью 30 млн. т в год, что поставит гавань на
третье место в России после портов в Новороссийске и Санкт-Петербурге).

“Когда
запустят Тамань — она сможет забрать все нефтегрузы из украинских портов.
Контракты на 2011 г. начнут заключать уже в октябре, и чтобы не упустить
момент, к этому времени мы уже должны иметь новые условия для переговоров с
грузовладельцами”,— утверждает господин Васьков.

«Экономические известия»