Предприятию «Заря – Машпроект» исполняется 55 лет – исторический очерк

2009-05-08 09:00:26

Начало строительства завода “Заря” пришлось на тяжелый послевоенный период. Для развития энергетики и судостроение государства необходимо было наладить производство турбин. 9 июля 1946 г.


Совет Министров СССР принял
постановление о создании завода для строительства судовых паровых турбин в
городе Николаев, который имел мощный производственный потенциал и
судостроительные заводы. Для нового завода исполком Николаевского городского
Совета депутатов трудящихся выделил площадь на юго-восточном предместье города.
В 1948 г.
дополнительно было выделено еще 62 гектара. Одновременно с комплексом завода
был запроектирован жилой массив для рабочих.

Подготовительные работы по
строительству начались в марте 1948
г
. За пять лет были введены к эксплуатацию основные
сооружения завода. В январе 1953
г
. проведен первый организованный набор рабочих и
инженерно-технических работников.

17 октября 1953 г. министром
транспортного и тяжелого машиностроения был издан приказ, согласнос которым
Южный турбинный завод в Николаев частично введено в эксплуатацию. И осваивать
производство паровых турбин заводу не пришлось. Уже в марте 1954 года на заводе
по заданию правительства работала комиссия в составе конструкторов и технологов
Министерства авиационной промышленности для выявления возможностей изготовления
на заводе газовых турбин для судов Военно-Морского Флота.

7 мая 1954 года вышло
постановление Совета Министров СССР о создании базы для производства
газотурбинных установок (ГТУ). Согласно этому постановлению министр трудного
машиностроения 18 мая 1954 года выдал приказ следующего содержания:
"Специализировать Южный турбинный завод Министерства трудного
машиностроения на производство исследовательских и серийных газотурбинных установок,
в первую очередь для судов Военно-Морских Сил. Директору Южного турбинного
завода Чумичову и в.о. главного инженера Головтурбопрому Березину организовать
на Южном турбинном заводе Министерства трудного машиностроения специальное
конструкторское бюро из газотурбинных установок".

В августе 1954 года из Казани для
работы на Южном турбинном заводе в конструкторском бюро была переведена группа
специалистов во главе с главным конструктором Сергеем Дмитриевичем Колосовым.

Колосов в годы Великой
Отечественной войны работал главным конструктором Казанского
моторостроительного завода, за выдающиеся заслуги в создании и производстве
авиационных двигателей награжден орденами и медалями СССР, 22 июня 1945 года
ему были присвоены звания Заслуженного деятеля науки и техники Татарской АССР.
После окончания войны одним из направлений деятельности конструкторского бюро
С. Д. Колосова было использование турбовинтового двигателя (ТГД) как ускорителя
в кораблестроении. В Николаев вместе с Колосовым прибыло 60 специалистов, из них
конструкторов – 20, рабочих – 31, остальные – экспериментаторы,
эксплуатационники. Среди них были инженеры высокой квалификации: Я. Сорока, П.
Родионов, Е. Раимов, В. Котов, И. Лерман, В. Лушкевич, В. Петухов и др. Они и
стали ядром конструкторской службы завода, к которой С. Д. Колосов также
привлекал молодых выпускников из многих институтов страны.

К тому времени существовали два
направлений развития проектирования газовых турбин в судостроении. Первый –
тяжелые турбины сложной конструкции с достаточно низкой температурой газа перед
турбиной. Второй – легкие турбины авиационного типа простой схемы с более
высокой температурой газа и степенью сжатия. С. Д. Колосов в своих
конструкторских разработках смело пошел по последним направлением, этот выбор
обеспечивал дальнейшее усовершенствование ГТУ, с ним связана история
отечественного корабельного газотурбостроения.

В сентябре 1956 г. удачно прошел
испытание главный образец газотурбинного двигателя М-1 и начался серийный
выпуск газотурбинных установок. В 1956-1958 гг. на заводе успешно проводятся
проектно-конструкторские работы по созданию новых типов ГТУ, что обеспечило
начиная с 1958 г.
серийный выпуск ГТУ М-2, которая была предназначена для сторожевых судов ВМФ. В
1959 г.
начался серийный выпуск газотурбокомпрессора ГТК Д-2 для малых противолодочных
судов.

С целью специальной разработки
конструкции, создания новых газотурбинных установок, прогрессивных технологий,
контрольно-испытательных стендов, изготовления, доведение и испытание
агрегатов, узлов и газотурбинных двигателей постановлением Совета Министров
УССР от 12 апреля 1961 г.
№ 530- 0046 было выделено из состава завода в самостоятельную хозрасчетную
организацию Союзное Проектное Бюро (СПБ) "Машпроект" (п/с 96) с
экспериментальными цехами и базой, исследовательской станцией.

Согласно штатному расписанию
административно-управленческого персонала организации п/с 96 (СПБ)
"Машпроект") Управление судостроительной промышленности Херсонского
Совнаркома на 1961 г.
утверждены штат в количестве 119 штатных единиц с месячным фондом заработной
платы 11216 карб. и отделы: производственно-диспетчерский, отдел главного
технолога, отдел работы и зарплаты, главная бухгалтерия, отдел
материально-технического снабжения, отдел главного механика и энергетика, отдел
технического контроля, конструкторские отделы, планово-экономический отдел,
группа технадзора за капитальным строительством, отдел кадров, третий отдел,
админгосотдел. В состав СПБ "Машпроект" входили также цеха №№ 110,
140, 150. В период с 1961- 1963 гг. заводом и СПБ "Машпроект"
проводились проектно-конструкторские и исследовательские работы по дальнейшему
усовершенствованию газотурбинных двигателей с повышенной экономичностью и
ресурсом, выпуском газотурбокомпрессоров ГТК Д-3 для сторожевых судов, а также
газотурбозубчатых агрегатов и газотурбинных установок для больших
противолодочных судов в качестве вспомогательных двигателей.

Таким образом, впервые в мировой
практике в Советском Союзе, начиная с 1956 года было налажено производство и
серийный выпуск ряда корабельных газотурбинных установок с большим диапазоном
мощности. В 1963 году главный конструктор С. Д. Колосов покинул работу, ему
была назначена пенсия союзного значения. Лауреат Ленинской премии, заслуженный
деятель науки и техники Татарской АССР, кавалер орденов Ленина, Трудового
Красного Флага воспитал свою школу конструкторов, которая успешно действует и
сегодня.

Общая численность
инженерно-технических работников СПБ "Машпроект" на 1 января 1968 г. составляла 1225
человек, из них занятых научной работой – 101 (руководящий аппарат – 30,
инженеры- конструкторы – 71, в том числе женщины – 7). Научную степень или
научное звание имели семь человек: Беркович С. Н. – ведущий конструктор,
кандидат технических наук (ктн), Везломцев К. О. – ведущий конструктор, ктн,
Дяченко Б.С. – начальник отдела КБ, ктн, Морозов С.И. – начальник лаборатории
ЕБ, ктн, Мандель В. С. – ведущий конструктор, ктн, Рудометов С.В. – ведущий
конструктор, ктн, Сорока Я. Х. – главный конструктор, кнт, профессор. Научные
работники предприятия работали в разных областях науки по таким специальностям:

– математическая логика и
программирование (4 специалиста) ;

– гидроаэродинамика и газовая
динамика (19);

– динамика и прочность машин,
приборов и аппаратов (18);

– акустика (1);

– технология машиностроительных
материалов (1);

– трение и износ (9);

– термодинамика (8);

– парогенераторостроение и турбостроение
(24);

– компрессорное и вакуумное
машиностроение (8);

– системы запуска и управление
летающих аппаратов (2);

– автоматическое управление и
регулирования (7).

В конце 60-х годов Южный
турбинный завод и СПБ "Машпроект" вышли на передовые рубежи научно-технического
прогресса в области.

В середине 70-х лет ПТЗ и СПБ
"Машпроект" были признаны предприятиями с высоким научно-техническим
потенциалом и рекомендованы как наиболее подходящие организации для разработки
газоперекачевальных агрегатов для компрессорных станций магистральных
газопроводов мощностью 10 мегаватт.

На СПБ "Машпроект"
действовали первичные организации научно-технического общества и изобретателей
и рационализаторов, которые объединяли более 1000 специалистов проектного бюро.
Так, за отчетный период 1976-1977 гг. изобретателями бюро было представлено к
Госкомитету по изобретениям 110 заявок, получено 25 авторских свидетельств, 12
изобретений использовалось на производстве. Шесть изобретателей СПБ
"Машпроект" получили награды Государственного Комитета по
изобретениям "Изобретатель СССР".

1 января 1989 г. на базе СПБ
"Машпроект" было создано научно-производственное объединение
"Машпроект" (НВО "Машпроект").

К объединению входили: СПБ
"Машпроект", КБ "Энергия" в г. Кривой Рог.

С 1992 г. НВО "Машпроект"
перешел в подчинение Министерству машиностроения, военно-промышленного
комплекса и конверсии Украины ( с 1997 г. – Министерство промышленной политики
Украины).

В 1993 г. на базе объединение
создано научно-производственное предприятие "Машпроект" (НВП
"Машпроект"). Согласно уставу, основными направлениями деятельности
предприятия стали:

– разработка и внедрение на
основе научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ
высокоэффективной газотурбинной техники, снабжение ее главных экземпляров,
учредительных и малых партий этой специальной техники заказчикам для разных
технических и энергетических объектов;

– изготовление других видов
продукции изготовительно-технического назначения и народного потребления, их
технического обслуживания как на территории Украины, так и за ее пределами.

Предприятие вело самостоятельный
баланс, имело расчетный валютный и другие счета в учреждениях банков, печать со
своим наименованием и изображением Государственного герба Украины. Предприятие
самостоятельно осуществляло внешнеэкономическую деятельность.

В 1996 году общий объем работ был
наполнен на сумму 52130 тыс. грн., объем собственных работ на сумму 50979 тыс.
грн., сумма полученных средств на финансирование работ составила 30800 тыс.
грн., из них от заказчиков Украины – 19400 тыс. грн., России – 9600 тыс. грн.,
от заказчиков далекого зарубежья – 1700 тыс. грн. Объем реализованной продукции
за 1996 г.
составил 21702 тыс. грн., прибыль, полученная от реализации – 7813 тыс. грн.,
балансовая прибыль – 7328 тыс. грн. Предприятие выполняло заказы Китайской
торговой компании судостроительной промышленности, поставляло продукцию в
Голландию, Чехию, Швейцарию, двигатели для строительства электростанции в
Ингушетии, совместно с фирмой "Оренда" (Канада) проводились испытания
двигателя ГТГ-2500.

Приказом Министерства
промышленной политики Украины от 2 ноября 2001 г. "О создании
государственного предприятия "Научно-производственный комплекс
газотурбостроения "Зоря" НВП "Машпроект" включен в состав
завода.

Главный специалист
государственного архива Николаевской области Ирина Крикалова, Преступности НЕТ