2008-09-26 16:51:02
В феврале текущего года на Черноморском судостроительном заводе был создан отдел менеджеров проектов, главная задача которого заключается в контроле за заключением и реализацией всех производственных контрактов, прежде всего, по судостроению и судоремонту.
Коллектив
отдела имеет наиболее четкое представление о том, насколько активно ЧСЗ
развивает судоремонт.
– Развитие
судоремонта идет стремительными темпами, – говорит начальник отдела менеджеров
проектов Григорий Соколов. – С начала текущего года программа судоремонта на
ЧСЗ возросла в десятки раз. И это не преувеличение. Судите сами. Если к началу
году на судоремонте у нас находились одно – два судна, затем их число начало
постепенно увеличиваться и к августу достигло 18 единиц. На рассмотрении отдела находятся десятки
предложений от заказчиков, ориентировочная стоимость каждого из них от 300 тыс.
до 5 млн. грн.
Сегодня завод
выполняет судоремонт различной сложности. Обычно речь идет о глубокой
модернизации, доходящей до 80%. Фактически на выходе получается совершенно
новое судно. А поскольку предложений от заказчиков очень много, предприятие
старается подбирать для себя такие заказы, с помощью которых можно по максимуму
загрузить судомонтажное и достроечное производство. Ведь блок корпусных цехов
сегодня и без того предельно загружен работой. Для выполнения корпусных работ
привлекаются сторонние подрядчики, но и их уже не хватает. Поэтому предприятие
отдает предпочтение заказам, где предусматривается ремонт главных двигателей,
дизель-генераторов, валолиний, различных устройств и механизмов. При этом
маркетинговая служба в процессе рассмотрения контрактных предложений отбирает
те из них, которые способны гарантировать максимальную прибыль для предприятия.
Валовый выпуск
продукции по сравнению с прошлым годом стремительно растет, что является
наглядным свидетельством возрождения завода. Что касается объемов работ, только
на судоремонте в текущем году черноморцы уже обработали около 10 тыс. тонн
металла. Начинает ощущаться недостаток набережных, поэтому принято решение об
освобождении околостапельной плиты под судостроение и судоремонт.
Если еще
совсем недавно чтобы занять рабочих администрация направляла их на выполнение
хозяйственных работ, то сегодня эта практика постепенно уходит в прошлое. Напротив,
налицо дефицит рабочих основных производственных специальностей.
Производственники говорят, что сегодняшние объемы потенциальных заказов
позволяют принять на работу минимум в четыре раза больше рабочих, чем сегодня
трудятся на предприятии. Однако найти квалифицированных судостроителей не так
то просто, а подготовить молодежь – еще сложнее в силу специфики сложной
профессии судостроителя. Поэтому на ЧСЗ тарифные ставки у рабочих дефицитных
специальностей установлены выше примерно
на 10 – 11%, чем в среднем по Николаеву. Это способствует привлечению
дополнительных кадров.
Около половины
судоремонтных заказов – украинские, остальные – иностранные. Черноморцы
ремонтируют суда, принадлежащие судовладельцам Российской Федерации, Германии,
Греции, других стран. Но на самом деле современный судовладелец экстерриториален.
Он может быть гражданином одной страны, предприятие зарегистрировано в другой
(например, в оффшорной зоне), его суда ходят под так называемым «дешевым
флагом» третьей страны, а экипаж
сформирован из граждан четвертой. Как определить национальную принадлежность
такого «парохода»?! Поэтому заводчан интересует не цвет кожи и национальность
заказчиков, а их платежеспособность и желание сотрудничать с ЧСЗ.
В части
судоремонта завод активно сотрудничает с компаниями «Конкорд шипбилдинг
корпорейшн», «Порт-сервис», «Добрыня и Ко». Всего на данный момент у ЧСЗ до 15
заказчиков и до 25 подрядных организаций, участвующих в судоремонте. Часть заказов
перенаправляется с Херсонского судостроительного завода, который сегодня
полностью загружен.
По прогнозам
заводских специалистов, если нынешние темпы роста производства сохранятся, уже
к концу будущего года показатели судоремонта примерно в 1,5 – 2 раза превысят
показатели Херсонского судостроительного завода.