Депутаты предлагают ликвидировать Администрацию морпортов Украины и передать инфраструктуру государственным операторам

2014-03-17 09:37:02

По мнению авторов законопроекта “О внесении изменений в закон Украины “О морских портах Украины” ликвидация ГП АМПУ позволит сократить раздутый и неэффективный управленческий штат области портового хозяйства примерно на 30% и переломить негативные тенденции в развитии отрасли.



Авторами законопроекта "О внесении изменений в закон Украины "О морских портах Украины" (относительно обеспечения беспрепятственного развития морских портов)" являются  народные депутаты Украины Анатолий Кинах, Николай Круглов, Юрий Крук, Руслан Сольвар, Василий Деревляный, Виталий Барвиненко.

Согласно пояснительной записке к документу, законопроект предполагает возврат стратегических объектов портовой инфраструктуры и другого имущества с баланса АМПУ на балансы госпредприятий — государственных портовых операторов, реорганизованных в соответствии с распоряжением правительства "О согласовании предложения по реорганизации государственных предприятий морского транспорта".

По мнению авторов законопроекта схема разделения государственного имущества, полномочий и функций между Администрацией морских портов Украины и государственными предприятиями оказалась несовершенной и значительно варьируется в разных портах. При этом в таком распределении наблюдается значительный дисбаланс, при котором большинство долгов и обязательств сосредотачиваются у государственного предприятия , а большинство активов – в Администрации морских портов Украины.

Также значительный негатив создает дублирование всех функций филиалов Администрации морских портов Украины и государственных портовых операторов, поскольку в каждом порту создается две диспетчерские, два юридические отделы, два отдела бухгалтерского учета , две технические службы и т.д.

Как говорится в пояснительной записке к проекту, результатом деятельности в 2013 году государственных морских торговых портов , в условиях реформирования портовой отрасли в июне 2013 года, является получение чистого убытка 12-ю портами, тогда когда в 2012 году убыточными были только 3 порта. При этом чистая прибыль работы по результатам работы 18 морских торговых портов и Государственного предприятия «Дельта – лоцман» в 2012 году составил 1817507 тыс. грн . В 2013 году было создано Государственное предприятие «Администрация морских торговых портов» (с включением в него Государственного предприятия «Дельта – лоцман»), прибыль которого к концу 2013 года составила 647 153 тыс. грн . 

Таким образом, результат деятельности предприятий портовой отрасли Украины (а это Администрация морских портов Украины и государственные портовые операторы ) в 2013 году в условиях реорганизации составил 1172672 тыс. грн., Что на 644 835 тыс. грн . меньше фактического показателя 2012 года. И это данные только после полугода работы Администрации морских торговых портов ( она была создана в июне 2013 года) .

По оценкам экспертов прибыль в 2014 году составит примерно 800 млн. грн., Что по сравнению с 2012 годом (до создания Администрации морских портов Украины ) продемонстрирует уменьшение на 1 млрд. грн .Также после создания Государственного предприятия «Администрация морских торговых портов » в сторону ухудшения изменились показатели дебиторской и кредиторской задолженности. Так , дебиторская задолженность перед предприятиями отрасли увеличилась с 1054399 тыс. грн . к 1591148 тыс. грн . , что составляет 150,9 % от предыдущего года. В свою очередь кредиторская задолженность за товары, работы, услуги выросла с 697 234 тыс. грн . до 921 514 тыс. грн , что составляет 132,2 % от предыдущего года.

Такая тенденция работы предприятий отрасли морского транспорта по мнению авторов законопроекта свидетельствует о не эффективности проводимой реформы портовой отрасли.Кроме этого , ликвидация Государственного предприятия «Администрация морских торговых портов » позволит сократить раздутый и неэффективный управленческий штат области портового хозяйства примерно на 30%.

В случае принятия этого закона, Кабинет Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона должен будет обеспечить ликвидацию государственного предприятия «Администрация морских портов Украины»; возвращение с его баланса на балансы государственных предприятий, реорганизованных в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013г . № 133- р «О согласовании предложения по реорганизации государственных предприятий морского транспорта» , стратегических объектов портовой инфраструктуры, другого имущества, прав и обязанностей по отношению к ним по распределительным балансам сложенным по состоянию на 13.06.2013г., в соответствии с приказом Министерства инфраструктуры Украины от 19.03.2013 № 163 « О мерах по реорганизации государственных предприятий морского транспорта и создании государственного предприятия« Администрация морских портов Украины».