2013-11-07 12:16:23
После обсуждения проекта Закона о железнодорожном транспорте с профильными ассоциациями Министерство инфраструктуры представило новую версию документа. Этот вариант конкретизирует инициативы министерства относительно градации разного рода бизнеса в сфере ж/д перевозок.
Как и предполагалось предыдущей версией законопроекта, “Укрзалізниця” будет преобразована в акционерное общество, причем все 100 % акций останутся в собственности государства. Также, согласно планам, решение о корпоратизации Верховная Рада должна была принять еще в 2012 г., но это так и не было сделано.
Госкомпания останется единственным собственником инфраструктуры общего пользования. Как пояснил чиновник профильного департамента Мининфраструктуры, “Укрзалізниця”, оставаясь владельцем инфраструктуры, будет предоставлять операторам право перевозить грузы по конкретным маршрутам и в заранее согласованное время – пишет Укррудпром, со ссылкой на данные портала "Капитал".
Законопроект также вводит такие понятия, как “инвестиционная составляющая тарифа” и “инвестиционная программа”. Их суть в том, что при формировании тарифов в них закладывается специальная надбавка, а полученные за счет этого деньги идут на выполнение инвестиционной программы.
За этими средствами государство планирует установить особый контроль: они будут перечисляться на особый счет и использовать их можно будет только для развития компании либо же для возмещения ресурсов, привлеченных на финансирование инвестпрограмм. За нецелевое использование этих денег предприятие, допустившее нарушение, будет оштрафовано в размере 200 % использованной не по целевому назначению суммы средств.
В аналитической записке к законопроекту сказано, что одной из проблем отрасли по‑прежнему остается перекрестное субсидирование перевозок — пассажирских за счет грузовых.
“Укрзалізниця” останется государственной и будет владеть всей инфраструктурой, предоставляя операторам лишь право перевозить грузы по конкретным маршрутам и в заранее согласованное время
“С целью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования с одновременным сохранением для всех категорий граждан возможности пользоваться услугами железнодорожного транспорта в социальном сегменте пассажирских железнодорожных перевозок вводится механизм государственного регулирования”, — говорится в документе.
Убытки, понесенные предприятиями в результате установления льгот, будут компенсироваться за счет государственного или местных бюджетов — в зависимости от того, каким органом принято решение о введении льгот.
Отсутствие такого возмещения или осуществление его в неполном объеме может быть обжаловано в судебном порядке.
По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, предложенный документ — очередной шаг к реформированию сегмента железнодорожных перевозок.
“Законопроект впервые зафиксировал такое понятие, как инвестиционная программа и инвестиционная составляющая тарифа, чего не было раньше. Также предусматривается разделение социального и конкурентного сегментов в перевозках”, — отметил эксперт.
В то же время, по его мнению, пока нет политических предпосылок для создания национальной транспортной комиссии. Вероятней всего, сохранится действующая схема утверждения тарифов на уровне Кабинета министров с подачи Мининфраструктуры, считает собеседник издания.
В случае принятия документ вступит в силу через полгода. При этом вероятность того, что парламент проголосует за законопроект уже в этом году, невысока, с учетом необходимости согласования его с профильными министерствами и изучения в комитете Верховной Рады.
Ранее в администрации президента заявляли, что новый закон о железнодорожном транспорте будет принят уже в 2014 г.