“Нибулон” попадает на канальный сбор за проводку караванов “за бровкой”

2012-11-05 10:45:06

Высший хозяйственный суд Украины отправил на новое рассмотрение в хозяйственный суд Николаевской области в другом составе суда Дело №17/212/10 по иску ГП “Дельта-лоцман” к ООО “Нибулон” о взыскании задолженности за услуги службы регулирования движения судов и канального сбора.



Дело рассматривалось судами неоднократно.

В заявлении от 07.11.2011р. ГП "Дельта-лоцман" просило
взыскать с Общества с ограниченной ответственностью
"Сельскохозяйственное предприятие "Нибулон" 87211,57грн., в том числе:
67527,грн. – задолженности по канального сбора и 19683,61грн.
задолженности за услуги службы регулирования движения судов, которые
возникли за период с августа-сентября 2010г. и января-июля 2011г.

ООО "Нибулон" заявляло, что буксиры и несамоходные баржи "НБЛ-001", "НБЛ-002", "НБЛ-003",
"НБЛ-004", "НБЛ-005", "НБЛ-007", "НБЛ-008", "НБЛ-010", "НБЛ-011",
"НБЛ-012", "НБЛ-014", "НБЛ-015", "НБЛ-016", "НБЛ-018", "НБЛ-019",
"НБЛ-020", "НБЛ-021", "НБЛ-022", "НБЛ-023", "НБЛ-024" относятся к судам, которые в соответствии с
п.20 Положения о портовых сборах освобождаются от уплаты канального сбора.
Использование буксиров, отнесенных к морским самоходным судам, в составе
караванов вместе с баржами, которые перевозили грузы, не доказывает их
принадлежность к группе А по признаку выполнения этими судами
коммерческих грузовых рейсов, поскольку при отсутствии квалифицирующих
признаков, приведенных в ст.307 Хозяйственного кодекса Украины,
перевозки грузов водным транспортом не является коммерческим грузовым
рейсом. Суда СП "Ниблон" осуществляли перевозки водным путям зерновых грузов между его
отдельными подразделениями и зернохранилищами, которые нельзя отнести к
коммерческих рейсов.

Кроме того, СП "Нибулон" заявляло, что поскольку все суда имеют осадку до 4 м, то в соответствии с п.3.1.18 Правил
плавания и лоцманской проводки судов в северо-западной части Черного
моря, Бузько-Днепровско-лиманском и Херсонском морском каналах,
утвержденных Приказом Министерства транспорта и связи Украины от
01.08.2007р. №655, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины
05.10.2007р. за №1150/14417, данные судна обязаны двигаться по бровкам
канала вдоль выставленного навигационного ограждения, то есть не
используя канал.

В обоснование отказа во взыскании сбора за
услуги службы регулирования движения судов, СП "Нибулон"
ссылалось на Приказ Министерства транспорта Украины от 27.06.1996р.
№214, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 24.07.1996р. за
№374/1399, которым утверждены Сборы и платы за услуги, предоставляемые
судам в морских торговых портах Украины, в том числе и сбор за
пользование услугами СРДС, отметив, что этим Приказом сборы и платы
установлены только для судов заграничного плавания, плавающих под
государственным флагом Украины и иностранным флагом, а буксиры и баржи
ответчика к судов заграничного плавания не относятся.

Высший хозяйственный суд Украины, пришел к выводу, что кассационная жалоба ГП "Дельта-лоцман" на решение Николаевского хозяйственного суда и Одесского аппеляционного в пользу СП "Нибулон" подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:

– Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.2000г. №1544 "О
портовых сборах", принятым в соответствии со статьей 84 Кодекса
торгового мореплавания Украины, предусмотрено, что начисление канального
сбора осуществляется за каждое прохождение канала судном в один конец и
каждое прохождение канала судном транзитом в один конец за 1 куб. метр
объема судна по соответствующим ставкам (пункт 18). Согласно примечанию 2
к этому пункту за прохождение Бугско-Днепровско-лиманского и
Херсонского морского канала без захода в морские порты (причалы)
канальный сбор уплачивается судами по определенным ставкам в
соответствии государственному предприятию "Дельта-лоцман" и морским
торговым портам Николаев и Херсон в размерах, установленных для портов
Николаев (морской) и Херсон (морской), а согласно примечанию 2 к пункта 1
указанного постановления суда групп В (буксиры и баржи), Д и Е,
выполняющих коммерческие грузовые рейсы, относятся к группе А.

Кроме
того, согласно Примечания 3 пункта 18 Постановления Кабинета Министров
Украины от 12.10.2000г. №1544 "О портовых сборах" для судов, согласно
обмерным свидетельством с полным грузом имеют осадку не более 4,5 метра,
ставки канального сбора применяются с коэффициентом 0,38, кроме
Белгород-Днестровского порта, канала Прорва, подходного канала порта
завода "Азовсталь".

– суды предыдущих инстанций пришли к
преждевременному выводу о освобождения ответчика от уплаты канального
сбора истцу, указав об отнесении указанных судов ответчика к группе В.
Суды неправильно применили положения, определенные примечанием 2 к
пункта 1 указанного постановления, по которой судна группы В (буксиры и
баржи), выполняющих коммерческие грузовые рейсы, относятся к группе А, и
соответственно должны платить канальный сбор по определенным ставкам
истцу, уполномоченный Кабинетом Министров Украины по указанным
постановлением получать этот сбор за каждое прохождение канала судном в
один конец и каждое прохождение канала судном транзитом в один конец за 1
куб.м объема судна.

– утверждение судов предыдущих инстанций о
неосуществлении указанными судами СП "Нибулон" "коммерческих рейсов" со
ссылкой на ст.307 Хозяйственного кодекса Украины является неправильным.

– не были учтены предписания п.3.1.19 Правил, согласно которым на участках канала,
где зоны забровкового плавание отсутствуют, судна обязаны двигаться
каналом.

– в соответствии со
статьей 110 Кодекса торгового мореплавания Украины в районах
интенсивного судоходства (портовые и прибрежные воды, узости,
пересечение морских путей) решением центрального органа исполнительной
власти в области транспорта создаются службы регулирования движения
судов, осуществляющих радиолокационное обслуживание. Зона действия и
порядок движения судов в зоне устанавливаются Правилами плавания в этой
зоне, что утверждаются центральным органом исполнительной власти в
области транспорта.

Учитывая вышеизложенное, Дело №17/212/10 передано на новое рассмотрение в хозяйственный суд Николаевской области в другом составе суда.