2012-06-05 12:03:01
В таможне призывают предпринимателей не паниковать раньше времени, а таможенные брокеры изучают новый Таможенный кодекс. Пять семинаров стоит порядка 10 тысяч гривен.
Кодекс за свои деньги
С первого дня лета субъекты
внешнеэкономической деятельности (ВЭД) могут самостоятельно выбирать
таможню для оформления, что сократит затраты на логистику. До последнего
времени это было невозможно — субъекты ВЭД могли декларировать груз
только по месту регистрации. К примеру, если зарегистрированная в Киеве
компания строила супермаркет во Львове, ей необходимо было оформить
импортные строительные материалы в столице, а уж затем перевозить их на
львовскую стройку. В результате почти половина импортных товаров
ввозилась через киевскую таможню.
Должна ускориться и процедура
таможенного оформления товаров — с этой целью в каждом пункте пропуска
появится программно-технический модуль «Информационный терминал». Эту
техническую новинку руководство таможенной службы подсмотрело в других
странах, и она лишь отчасти связана с ТК. До последнего времени
предприниматель подавал декларацию таможенному инспектору — старшему
смены, а тот по собственному усмотрению назначал, кто из инспекторов
будет проводить оформление груза. С 1 июня экспортер в любом из пунктов
пропуска (всего в Украине их 282) вносит декларацию в киоск
самообслуживания, который автоматически определяет, кому из инспекторов
оформлять ту или иную партию товара.
По словам главы Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) Игоря Калетника,
в стране уже 207 таких терминалов. С их помощью оформляется 50%
грузовых таможенных деклараций. Кодекс обязывает руководство ГТСУ
оборудовать все без исключения пункты пропуска уже в ближайшем будущем.
На цели информатизации таможни в госбюджете-2012 предусмотрено 300 млн
гривен.
При этом, чтобы не затягивать процесс
информатизации, часть затрат ляжет на плечи предпринимателей. Как стало
известно «Эксперту», в морских портах информационные киоски собственники
терминалов устанавливали за свои деньги. «У нас уже больше
месяца работает информационный киоск в пункте контроля ”Визирка”.
Cтоимость установки такого бокса колеблется от 16 до 25 тысяч гривен. Мы
купили и установили киоск, а сотрудники таможни подключили технику.
Наша компания как оператор пункта контроля выполняет свои обязательства в
части ответственности за инфраструктуру, которые взял на себя
терминал», — рассказывает Геннадий Лупу,
заместитель генерального директора по таможенным вопросам компании ТИС.
«Решения, когда представители таможенных органов требуют от
предпринимателей установить информационные терминалы, принимаются на
местах. Сверху такой команды нет», — заверяет народный депутат от
Коммунистической партии Украины (КПУ) Евгений Царьков.
Согласно новому Таможенному кодексу,
после получения талончика о регистрации таможенной декларации
предприниматель через четыре часа должен полностью закончить процедуру
оформления и покинуть пункт пропуска. А сегодня время оформления товара
на украинской таможне занимает от получаса до трех суток. Об этом
говорят опрошенные «Экспертом» брокеры. Несколько лет назад
премьер-министр Николай Азаров постановил, что время
оформления контейнера в портах не должно превышать двух часов. Тем не
менее в прошлом году в Одесском и Ильичевском портах даже в присутствии
сотрудников Службы безопасности Украины оформление затягивалось до
нескольких суток. Поэтому предприниматели не особенно верят, что
четырехчасовая норма будет соблюдаться.
Консультация для таможенника
Кабинет министров не спешит с
документами, призванными имплементировать новое таможенное
законодательство. В таможне призывают предпринимателей не паниковать
раньше времени. «Поверьте мне, чего-то кардинального в нашей работе не
произойдет. Взять хотя бы норму о введении статуса уполномоченного
экономического оператора. То есть компании, которая имеет льготный режим
оформления товаров. С одной стороны, норма новая, с другой — мы ведь
уже работали по белым и зеленым спискам (субъекты ВЭД, для которых
действовал упрощенный режим таможенного оформления товаров и грузов. — ”Эксперт”)», — говорит заместитель директора департамента организации таможенного контроля и оформления ГТСУ Анатолий Сербайло.
Руководство таможни решило создать
специализированные консультационные центры в пунктах пропуска, в которых
сотрудники будут разъяснять нормы нового кодекса. «Стоит пояснить, что
это не ”тройка судей”. Мы создаем консультационные центры, куда
в случае спора по какой-то из норм смогут обратиться как таможенник,
так и субъект ВЭД», — добавляет Сербайло.
В Одессе шутят: за разъяснениями в такие
консультационные центры будут, по-видимому, обращаться одни
таможенники. «Объемы перевалок в портах сегодня упали в три раза по
сравнению с прошлым годом. После постоянных контейнерных простоев в
2011–2012 годах импортеры ушли из украинских портов в соседние страны», —
отмечает директор ООО «Югавтотранс» Сергей Кислицкий, предполагая, что желающих получить консультацию будет немного.
Участники рынка скептически отнеслись и к
норме, освобождающей декларанта от ответственности за неумышленные
ошибки — когда субъект ВЭД или уполномоченный им брокер случайно указали
в декларации, к примеру, не тот код или ошибочный вес товара.
С одной стороны, согласно кодексу,
вскоре инспектор предоставит возможность декларанту исправить эти
погрешности и не оштрафует его. В то же время, если декларант в течение
месяца ошибется дважды (орфографическая оплошность не в счет), на
третий раз его не простят и оштрафуют.
«Принятый кодекс усиливает
ответственность инспектора. В частности, в документе четко прописана
процедура того, как декларант в судебном порядке может оспорить решения,
действия и бездействие инспектора. Повысилось внимание и к работе
брокера. Конечно, существует риск, что таможенник будет пытаться
намеренно оштрафовать брокера. И у инспектора всегда больше возможностей
найти основания для карточки отказа, чем у предпринимателя возможностей
защитить свои интересы. Но давайте посмотрим, как эта система
заработает», — предлагает один из разработчиков Таможенного кодекса Олег Шейко.
С трепетом и некоторым любопытством
предприниматели ожидают появление системы пост-аудит-контроля, которая
вводится Таможенным кодексом. «Такая система разгрузит пункты пропуска.
Ни к чему устраивать переполох на границе, если инспектор, имея на то
основания, сможет прийти в магазин, попросить документацию, в которой
будет указано, где взялись, к примеру, часы мировых брендов, откуда
пришел товар», — объясняет Царьков.
Пост-аудит проводится после таможенного
оформления груза. «К сожалению, в Украине сегодня существует риск, что
ГТС, получив новые полномочия в рамках системы пост-аудит-контроля
проверять товары на полках магазинов, превратится в еще одну налоговую
службу или отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Если раньше
таможня проверяла товар только на границе, то сейчас ее контролирующие
функции усилились», — считает эксперт в области таможенно-брокерских
услуг компании ООО «Заммлер Украина» Алексей Вовк.
Екатерина Сыченко, http://www.expert.ua