К принятию Закона о контейнерных перевозках подталкивают реалии сегодняшнего дня, – Васьков

2012-05-31 11:08:22

29 мая в Одесском порту под председательством директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Владимира Севрюкова состоялось заседание рабочей группы по подготовке законопроекта о контейнерных перевозках.



Законопроект о контейнерных перевозках: компромисс достигнут
Сегодня, 06:25 ::44:: Версия для печати :::
Bookmark and Share

В заседании приняли участие начальник отдела Департамента Роман Когут, начальник Одесского порта Юрий Васьков, начальник Ильичевского порта Александр Григорашенко, зам. начальника Управления организации и технологий таможенного контроля в пунктах пропуска ГТСУ Елена Мошинская, первый заместитель начальника Департамента таможенных информационных технологий Олег Николайчук, начальник службы логистики и коммерческой работы Одесского порта Вячеслав Вороной, экологи, представители крупных экспедиторских и агентских компаний.
Напомним, что в сентябре прошлого года во время проведения Y Международного Черноморского контейнерного саммита начальник Одесского порта Юрий Васьков выступил с инициативой разработки законопроекта о контейнерных перевозках, который был поддержан всеми участниками саммита. Для того, чтобы наша страна могла наращивать самый динамично развивающийся грузопоток – контейнеры – необходимо создать четкие и единые правила для всех участников транспортного процесса, приблизить их к европейским нормам.
Как отметил Ю.Васьков, все участники рынка контейнерных перевозок понимали необходимость законодательного акта, который будет регламентировать множество сложных отношений различных субъектов – государственных, частных, резидентов, нерезидентов. "Речь шла об упорядочении контейнерных перевозок, максимальном приближении их к европейской практике".
Профильное министерство поддержало инициативу Одесского порта. По распоряжению Вице-премьер-министра Украины, Министра инфраструктуры Бориса Колесникова 12 октября была создана рабочая группа из представителей Министерства, бизнеса, портов, перевозчиков. Возглавил ее В.Севрюков. Состоялось несколько заседаний рабочей группы, был отработан проект Закона, который основывается на позиции транспортников – самой заинтересованной стороны процесса перевозок и перевалки контейнеров. Законопроект был разослан причастным министерствам и ведомствам: таможенной и пограничной службам, налоговой администрации, Минприроды, Министерству внутренних дел и др. Были получены их замечания и предложения.
Несмотря на то, что в начале заседания представители таможни заявили о том, что многие положения законопроекта о контейнерных перевозках дублируют статьи нового Таможенного кодекса, в результате дискуссии удалось найти компромисс. Спорные положения будут доработаны юристами.
– Сегодняшнее заседание, – отметил В.Севрюков, – знаменательно тем, что нам удалось найти компромисс. Сделан первый шаг. Как известно, работа нашей группы по разработке законопроекта совпала с обсуждением и принятием нового Таможенного кодекса, который через несколько дней вступит в силу. Некоторые положения нашего законопроекта противоречат положениям Таможенного кодекса. Таможенники внесли свои замечания. Мы с ними согласились. Теперь за дело примутся юристы – ГТСУ, Министерства инфраструктуры, налоговой службы и др. ведомств. Им предстоит с точки зрения юриспруденции рассмотреть и принять каждый пункт законопроекта о контейнерных перевозках уже с учетом вступающего в силу Таможенного кодекса. С точки зрения портовиков и перевозчиков мы видим много положительного в этом законодательном акте. Однако, с нашей сточки зрения, трактовку отдельных статей Кодекса необходимо изменить.
По мнению участников совещания, достигнутый компромисс – несомненный прогресс. Достаточно вспомнить с какими трудностями пришлось столкнуться транспортникам, чтобы добиться упрощения процедуры и сокращения времени на досмотр контейнеров. Полтора года, по словам В.Севрюкова, ушло на выполнение задачи, поставленной правительством – оформлять контейнеры не более 4 часов. Но дело сдвинулось с мертвой точки. "Принятие Закона о контейнерных перевозках находится под пристальным вниманием Президента Украины. Потому что Украина – транзитная держава, и мы должны использовать наше уникальное географическое положение, создавать условия для того, чтобы к нам шли контейнерные грузы", – отметил директор департамента.
По многим вопросам, к примеру, по перевалке трансшипмента, у транспортников и таможенников – единое мнение. На этих вопросах и нужно сфокусироваться и закрепить это в Законе, считает начальник Одесского порта. К принятию Закона о контейнерных перевозках подталкивают реалии сегодняшнего дня. Так, по словам Ю.Васькова, впервые за многие годы в апреле с.г. в украинских портах наметился спад перевалки контейнеров. Если в кризисном 2008-м это имело объективные причины, то в нынешнем году, который многие эксперты предсказывали, как год роста объема перевалки контейнеров, тенденция спада свидетельствует о снижении привлекательности отечественных портов.
"Поэтому откладывать с принятием Закона никак нельзя. Путь законопроекта, тем более такого сложного, довольно длительный. Тем не менее, его нужно пройти. Наш законопроект необходимо адаптировать с Таможенным кодексом. Кое-что придется менять. Хотелось бы, чтобы в этом году редакция законопроекта была подана в парламент" – подчеркнул Ю.Васьков.
В ходе совещания 29 мая стороны договорились о том, что статьи законопроекта о контейнерных перевозках, которые не вступают в противоречие с Таможенным кодексом, следует принять. А ту часть Таможенного кодекса, которая, как считает Ю.Васьков, требует "обкатки" и доработки, через какое-то время откорректируют. В середине июня состоится следующее совещание, в котором примут участие не только транспортники, но и все причастные к контейнерным перевозкам министерства и ведомства. На нем необходимо отработать и найти компромиссные варианты трактовки конкретных статей и положений.