2010-09-16 08:35:46
Минтранссвязи обещает принятие закона о морских портах «в самое ближайшее время». Тем не менее именно позиция ведомства относительно некоторых ключевых положений акта может стать причиной того, что законопроект не поддержат самые крупные депутатские фракции.
Источники «i» в Кабмине рассказали, что предложения Минтранссвязи относительно поправок к закону уже дважды выносились на слушание правительственного комитета, однако не были утверждены и отправлялись на доработку. В последний раз, сообщают в Минтрансе, поправки передали в Кабмин 5 сентября. Это позволило пресс-службе ведомства громко заявить о том, что «закон будет принят уже в ближайшее время».
В профильном же комитете ВР, без одобрения которого документ не может быть вынесен на голосование, отмечают, что ждут поправок из Кабмина. «Но потребность в этом законе у отрасли настолько велика, что мы считаем целесообразным голосовать за наличную версию документа. А потом уже можно вносить изменения в закон поправками по мере их поступления»,— говорит замглавы транспортного комитета ВР и глава подкомитета по вопросам морского и речного транспорта Юрий Крук. По его словам, внутри транспортного комитета при утверждении законопроекта разногласий возникнуть не должно (акт планируют вынести на суд комитета в следующую среду).
Однако если в тексте законопроекта будут присутствовать поправки, пролоббированные Минтрансом, вероятность того, что ключевые фракции парламента проголосуют против такой версии, достаточно велика.
«Дело в том, что Минтранс настаивает на усилении государственной составляющей в управлении отраслью, и это закономерно. Ведомство хочет максимально контролировать стратегические объекты, которыми являются порты. Но такое отношение не вполне соответствует настоящим реалиям отрасли, значительную роль в которой играют частные инвесторы»,— говорит эксперт по морскому транспорту Юрий Осадчий. По мнению эксперта, большинство в парламенте преимущественно бизнес-ориентировано, а потому может не поддержать не вполне сбалансированный законопроект.
Одно из ряда спорных положений — о гидротехнических сооружениях. В Минтрансе настаивают на том, что они должны быть исключены из перечня имущества, которое может быть включено в состав частного терминала. В законопроекте, принятом в первом чтении, говорится о том, что такие сооружения могут быть частными в случае, если они построены или приобретены владельцем терминала за собственные средства. «Принятие такой поправки приведет к противоречию с 41-й статьей Конституции Украины (гарантия права частной собственности. — «i»)»,— говорит Юрий Крук. Не согласны в парламентском комитете и с предложением транспортного ведомства закрепить все причалы и пирсы в пределах территорий и акваторий портов в госсобственности. По мнению Юрия Крука, эта поправка также не учитывает значительного пересечения частных и государственных интересов, которое сложилось в морских портах. Помимо прочего, в парламенте не согласны с дополнением закона статьей о том, что инвесторы для реализации инвестпроектов в портах должны выбираться на аукционах в порядке, разработанном Кабмином. «Согласно Конституции и Закону об инвестиционной деятельности, это прерогатива парламента»,— замечает Юрий Крук.
Похоже, что в вопросе с законом о морских портах депутатские фракции пришли к некоему единству, и разногласий между разными политическими силами при голосовании за него не возникнет. Об этом говорит, например, то, что занимающий в транспортном комитете должность замглавы Михаил Мироненко, представитель ПР, оказался совершенно не в курсе хода дел по законопроекту и сообщил, что всем занимается Юрий Крук (член БЮТ, но входит также и в коалицию большинства). Очевидно, депутатов (многие представители как БЮТ, так и ПР имеют бизнес в портовой сфере) объединила остро назревшая необходимость легализировать наконец-то весомое положение, которое сейчас занимает в отрасли частная собственность.