Вводятся скидки на морскую перевалку транзитного сырья

2010-08-04 08:32:47

На сайте Минтранссвязи Украины опубликован проект приказа о внесении изменений в сборник тарифов на перевалку грузов в портах. В документе предлагается установить дифференцированные скидки на обработку транзитной нефти и нефтепродуктов при использовании причалов и территории портов во время погрузочно-разгрузочных работ.



Скидка будет
предоставляться грузовладельцам при объеме перевалки не менее чем 1,5
млн. т за квартал. В случае, если перевалка будет колебаться в пределах
1,5-2 млн. т, дисконт к тарифу составит 30%, от 2 до 2,25 млн. т – 35%,
от 2,25 до 2,5 млн. т – 40%, от 2,5 до 2,75 млн. т – 45%, при обработке
более 2,75 млн. т нефти за квартал – 50%.
Согласно проекту приказа,
скидки разрешат применять всем нефтетерминалам морских торговых портов.
Однако наибольший эффект от их введения транспортное ведомство ожидает
получить в Одесском МТП, который считается традиционным лидером по
данной номенклатуре грузов, пишут Экономические
известия
.
"Принятие приказа
позволит порту вернуть утраченные грузопотоки и достичь годовых объемов
перевалки нефти и нефтепродуктов на уровне 12 млн. т, а дополнительный
доход от работы с привлеченными транзитными грузами составит $12,8 млн.",-
утверждают авторы документа в его преамбуле.
Напомним, долгое время
(с 2003 г. по 2008 г.) в Одесском порту действовала 50%-ная скидка на
перевалку транзита нефти и нефтепродуктов. Однако с 1 января 2009 г.
срок действия приказа о скидке истек, и документ пролонгирован не был. С
тех пор транзит нефти через Одесский порт резко пошел на спад,
утверждают портовики. "Мы теряли объемы в
2009 г. и продолжаем их терять сейчас. За последние три месяца перевалка
нефти и нефтепродуктов не превысила 1,5 млн. т, и в июле продолжается
сокращение (мощности нефтетерминала в Одессе – 24 млн. т в год.- "i")",-
сетует замначальника ОМТП Юрий Васьков. В целом, по его словам, из-за
отмены скидки порт теряет около 5 млн. т грузов в год.
Между тем
более конкурентоспособные тарифы позволят не только вернуть прежних
грузовладельцев, но и привлечь новые объемы транзита, надеются в
отрасли.
"Введение скидок позволит
вернуть утраченные объемы казахстанской нефти",-
считает руководитель департамента сырьевых и промышленных ресурсов ГП
"Держзовнішінформ"
Олег Мельник. В портах отмечают, что с 2009 г. ушло в грузинский порт
Батуми около 5 млн. т казахстанской нефти. Господин Мельник полагает,
что причиной тому стал неконкурентоспособный уровень тарифов в
украинских гаванях, который сейчас является самым высоким на всем
Черноморском побережье. По данным эксперта, средний уровень комплексной
ставки на ПРР нефти у нас составляет $15. В то время как, например, в
Батуми – на $3 меньше.
Новые возможности отечественных гаваней в
случае гибкой тарифной политики – контракты на работу с венесуэльской
нефтью, идущей в Беларусь. По словам Юрия Васькова, в этом году порт уже
принял четыре танкера из Венесуэлы, переработав 320 тыс. т транзитного
сырья. "Но они присматриваются и к другим
портам – несколько танкеров ушло на Прибалтику",-
отмечает представитель порта. А потенциал здесь немаленький, поскольку
Беларусь планирует импортировать из Венесуэлы в этом году около 4 млн. т
нефти, а в 2011 г. объем импорта будет увеличен в 2,5 раза – до 10 млн.
т. Впрочем, скорее всего Беларусь сохранит дифференциацию маршрутов
сырья для минимизации экономических рисков, считают эксперты.
Вместе с
тем, с принятием приказа необходимо поспешить, замечают участники
рынка, поскольку на начало 2011 г. запланирован запуск новых мощностей
по перевалке нефти на юге России, в порту Тамань (в данный момент там
реализуется проект строительства порта стоимостью EUR1 млрд. и мощностью
30 млн. т в год, что поставит гавань на третье место в России после
портов в Новороссийске и Санкт-Петербурге).
"Когда
запустят Тамань – она сможет забрать все нефтегрузы из украинских
портов. Контракты на 2011 г. начнут заключать уже в октябре, и чтобы не
упустить момент, к этому времени мы уже должны иметь новые условия для
переговоров с грузовладельцами",-
утверждает господин Васьков.

Автор: Екатерина ГРЕБЕНИК