2009-04-03 13:15:30
Беларусь может присоединиться к одному из самых амбициозных проектов последнего времени – каналу «Рига-Херсон».
По замыслу организаторов проекта,
он должен ни много ни мало связать Балтийское и Черное моря, в разы удешевить
транспортировку грузов в направлении латвийских портов и создать резерв для
выработки электроэнергии – на транспортном коридоре планируется построить 3
гидроэлектростанции. По данным латвийской стороны, Беларусь уже дала согласие
на участие в проекте.
Стоит отметить, что для Латвии
идея создания подобного коридора не нова – в последние годы она то всплывала
наружу, то вновь пропадала из списка широко обсуждаемых новостей. Но в этом
году проект, похоже, может сдвинуться с мертвой точки. Во всяком случае, стал
известен его реализатор – учрежденное в Латвии акционерное общество «Система
водного транспорта Рига-Херсон-Астрахань» (Ūdens transporta sistēma
Rīga-Hersona-Astrahaņa).
Как сообщают латвийские СМИ со
ссылкой на председателя совета предприятия Улдиса Пумпурса, в настоящее время в
проекте заинтересована не только Латвия, но и Германия, Франция,
Великобритания, а свое согласие уже дали Беларусь, Украина и Россия. Планы предприятия
поистине амбициозны: предполагается, что канал соединит два моря по рекам
Даугава, Западная Двина и Днепр и искусственно созданным водным путям и
гидротехническим сооружениям. Кроме того, проект, реализация которого
оценивается минимум в 10 млрд. долларов, даст возможность построить, по крайней
мере, три новых гидроэлектростанции, которые станут для балтийского региона
альтернативой АЭС.
Предполагается, что если проект
будет утвержден, необходимые исследования продлятся около двух лет и еще 7-8 лет
займет непосредственно реализация.
Как сообщили «БДГ» в управлении
морского и речного транспорта министерства транспорта и коммуникаций, проект
прорабатывался белорусским Минтрансом около года назад. Тогда специалисты
министерства дали заключение, в котором говорилось, что техническая реализация
подобного проекта возможна, а его экономическую целесообразность определить
может только рабочая группа из специалистов всех заинтересованных стран.
Однако, по нашей информации, тогда проект «заглох», поскольку резко
отрицательную оценку каналу дало министерство охраны среды Латвии.
«Периодически эта идея
возобновляется, но пока говорить о ней преждевременно»,- пояснил собеседник.
На первый взгляд, инициатива
Латвии понятна. Сейчас, когда транзит грузов через латвийские порты снизился, а
Беларусь переориентировала свой грузопоток в сторону литовской Клайпеды, страна
ищет альтернативу дорогому железнодорожному транспорту, который доставляет
грузы к портам. По предварительным расчетам затраты энергии на преодоление
раз меньше, чем затраты на автотранспортные перевозки и в 2-5 раз ниже затрат
на железнодорожные.
С другой стороны, для того чтобы
эти планы воплотились в жизнь, проект должен пройти экологическую экспертизу и,
возможно, референдум во всех странах, которые затронет строительство. Это не
так просто, учитывая, что в 2007 году министр охраны среды Латвии Раймонд
Вейонис назвал проект абсурдным и экологически опасным. Но и это не все.
Стороны должны изыскать по меньшей мере 10 млрд. долларов и определить долю
участия каждой заинтересованной страны-участницы. А инвестировать в столь
рискованный и малопонятный проект в условиях кризиса мало кто согласится. К
тому же создание водного коридора потребует координации транспортной, энергетической
и экологической политики многих стран, что на практике трудно осуществимо.
Эксперт в области энергоресурсов
Татьяна Маненок считает, что «на перспективу этот проект может быть любопытным
для Беларуси, хотя чрезвычайно сомнительно, что его реализация может быть
начата в условиях кризиса». Кроме того, Т.Маненок отмечает высокие риски
проекта, ведь если хоть одна из сторон выразит сомнения, то он не будет
реализован.
Еще один не решенный пока вопрос
связан с тем, какие грузы будут идти по каналу и насколько он может быть
заполнен. По предварительным расчетам, новый транспортный путь позволит
перевозить 240 млн. тонн грузов в год, что более чем в два раза превышает общий
оборот портов Латвии за прошлый год. «Нужно все очень серьезно просчитать.
Нужно определиться, какие грузы пойдут по каналу, каким грузопотокам он станет
альтернативой»,- говорит Т.Маненок.
Источник: http://bdg.by/