Андрій Кузьменко, генеральний директор контейнерної лінії «ZIM Integrated Shipping Ukraine Services Ltd» про вплив пандемії на контейнерний ринок України за результатами роботи контейрених терміналів Чорноморська, Одеси та Южного у березні 2020 року та першому кварталі 2020 року.
З повною відео-версією можна ознайомитись за посиланням: https://youtu.be/a73bz516KL0
МБНУ: Насколько изменился импорт Украины и какое влияние пандемии на контейнерные перевозки?
А.Кузьменко: Пока можно сказать, что все украинские терминалы выросли на 17-18 процентов. Одни порты выросли чуть больше, другие чуть меньше, в среднем от 15 до 20 процентов роста. Поэтому прямого негативного влияния пандемии пока не видно. Другое дело, что точно понятно, что в начале января – конце февраля китайский импорт выходил из Китая с большими потерями, поэтому можно утверждать, что по всей видимости, он был компенсирован какими то другими грузами. Хотя влияния пандемии в абсолютных величинах не видно, но это не значит что его нет. Если бы не пандемия, показатели перевалки были бы еще больше, просто ввиду длительного транзитного времени и отложенных эффектов мы почувствуем снижение во втором квартале.
По подробным данным, динамика роста импорта в первом квартале показала впечатляющее изменение – рост на 27% и 23% в январе-феврале, но при этом снижение на 2% в марте, то есть падение за месяц почти на 30 (!) п.п. С экспортом ситуация более стабильная – рост 4% в январе, 8% в феврале и 3% в марте. Таким образом, пандемия уже оказала существенное влияние на показатели наших терминалов и оно будет только усиливаться.
МБНУ: По каким позициям может быть падение спроса?
А.Кузьменко: Можно говорить о том, что закрыты торговые сети с бытовыми товарами, наверняка эти товары будут доставляться плохо, но и спрос на них будет сильно ограничен. Вопрос будет состоять в том, насколько эти два фактора будут синхронизированы по времени. Китайское производство достаточно быстро восстановилось, но если экономический кризис, вызванный снижением покупательной способности населения ввиду вынужденных отпусков, ударит по кошелькам, то люди перестанут покупать основные потребительские товары, которые прибывают морским транспортом. Тогда это будет очень сильный удар.
МБНУ: Каким образом на это снижение спроса могут среагировать контейнерные линии?
А.Кузьменко: Контейнерные линии уже реагируют на ожидаемое снижение спроса. На сегодняшний день общий контейнерный тоннаж, выведенный в отстой, составляет 13 процентов. Это самая большая доля контейнерного флота, когда-либо стоявшая на приколе. Даже в 2008, 2009, 2016 все было не так плохо. Но по Черному морю это пока не ощущается.
Линии считают, что в Европе значительно будет снижен спрос на товары народного потребления. Европейские импортеры уже сегодня отказываются от закупок товаров в Китае или Дальневосточной Азии. Нет смысла ставить 50 судозаходов в неделю огромных судов в китайские порты, если они не будут заполнены полностью. Подобные суда очень дороги, и если они заполнены меньше чем на 90-92 процента, то это, фактически, убытки для судовладельца. Поэтому из 50 судозаходов оставляют десять, чтобы все таки забрать тот груз, который все таки будет продан.
В Украину это докатится меньшим количеством импорта, но это зависит от нашей конкретной страны, насколько кризис ударит по местному потребителю.
МБНУ: Вы можете озвучить статистику за квартал по работе контейнерных терминалов?
А.Кузьменко: Ильичевский рыбный порт вырос почти на 30% за квартал – это самый большой рост по отношению к другим терминалам. Бруклин-Киев порт на 20%, КТО примерно на 12%, ТИС примерно на 17%. Все эти терминалы начинали с разной базы, у них были разные объемы, но что интересно, каждый из этих терминалов прибавил по 10-11 тыс. ТЕU за квартал по отношению к первому кварталу прошлого года. Т.е. в абсолютных величинах их рост составил примерно одинаковое значение, и эти 40 тысяч равномерно распределились между всеми терминалами.
МБНУ: Какие превентивные меры можно принять?
А.Кузьменко: Наша задача двоякая. Внутренняя задача, как судоходного перевозчика – сделать так, чтобы все наши офисы работали в т.ч. в странах, очень сильно затронутых пандемией, и чтобы это не оказало негативного влияния на наших клиентов. Хотя это сложно. Например, если в Индии банки закрыты и курьерская почта закрыта, то, соответственно, отправить оттуда оригиналы коносаментов в любую точку мира весьма затруднительно. Чтобы поддержать наших клиентов и не дать им понести какие-то ненужные расходы в данной неприятной ситуации, мы ввели в действие запасные процедуры выдачи груза без оригиналов коносаментов.
С другой стороны, мы работаем над тем, чтобы ограничить доступ людей в наши офисы. Все сотрудники, которые могут работать дома – работают дома, сегодня это порядка 40 процентов. Только те сотрудники, которым жизненно необходимо приходить в офис, приходят. Во всем мире этот показатель еще больше – до 90% наших офисных сотрудников работают удаленно. Таким образом мы снижаем риски для персонала.
Если говорить о внешнем мире, то мы должны готовиться, предвидя то сокращение спроса, которое, по всей видимости будет. Нужно ли это как то отыграть в нашей фрахтовой программе? Нужно ли поставить суда на прикол, если – да, то какие и сколько? Это та работа, которая сейчас идет в штаб квартире каждой судоходной линии. Если вдруг у нас резко вырастет экспорт из-за повышенного спроса на продукты питания и начавшейся девальвации национальной валюты, тогда вполне может быть, что конкретно в Украине, с точки зрения судоходных линий, может быть все будет хорошо и объемы будут. Что касается импорта, то ожидания пока не очень оптимистичны.
МБНУ: Насколько мероприятия, которые сейчас вводятся по карантину судов, по досмотрам, влияют на ваш бизнес?
А.Кузьменко: Пока не влияют. Они все в рамках нормального, разумного. И если судно на час-два дольше осматривают и оформляют на комиссии, то все относятся к этому с пониманием.
МБНУ: На днях была новость «Укразализныци» о том что будет создан отдельный оператор для работы с контейнерами. Вы мониторили эту ситуацию?
А.Кузьменко: Мы заинтересованы в перевозке контейнеров по железной дороге и хотели бы иметь постоянного железнодорожного партнера для этих отправок. Если таковой будет и предложит лучшие условия, чем предлагают УЗ и Лиски мы будем только счастливы.
МБНУ: Спасибо за комментарий