Падение экспорта\импорта приведет к цепной реакции – Юрий Васьков

МБНУ: Насколько на сегодняшний день ощущаются последствия пандемии для экономики Украины?

Ю.Васьков: То что в марте-начале апреля мы еще видим достаточно стабильные объемы экспорта-импорта, это по сути, еще ни о чем не говорит. Это по инерции отрабатываются те контракты, которые были заключены в до карантинный период.

Но мы же понимаем, что чудес не бывает. В процессе спада мировой деловой активности, спада мировых экспортных\импортных рынков, в процессе карантина в нашей стране и тех ограничительных мер, которые вводятся мы уже де факто вошли в достаточно сложный период для всего транспортного комплекса и для отрасли водного транспорта.

Падение экспорта\импорта приведет к цепной реакции: сокращение перевалки в портах, сокращение объемов работы сервисных компаний, автоперевозчиков, «Укрзалізниці» и десятков тысяч связанных с этой отраслью мелких предприятий. Если мы послушаем специалистов, экспертов, то все говорят, что уже на сегодняшний день до 10% компаний перестали функционировать, если еще  3-4 недели продлиться существующая ситуация – это еще 10%, а если еще несколько месяцев, то это еще около 20% компаний, которые перестанут функционировать. Другими словами, около 40% предприятий малого и среднего бизнеса могут престать функционировать.

О чем это говорит? Уже на сегодняшний день нашему правительству и отраслевому министерству, кроме как разрабатывать мероприятия медицинского и профилактического характера, нужно думать какие ежедневные экономические мероприятия должны внедряться, чтобы сократить негативное влияние этого кризиса во время карантина и от чего отталкиваться и где будет рост и восстановление после того как карантин отменят.

Все понимаем, что этот период не вечный. Мы из него выйдем, надеюсь с наименьшими потерями для граждан Украины, тем не менее, это закончится. Чем мы будем восполнять этот период, если половина бизнеса не работает, а половина граждан сидит по домам и не может полноценно функционировать? Об этом надо думать уже сегодня.

Например, возьмем морские порты. В силу бюрократических процедур, которые много лет у нас складывались во власти,  у нас до сих пор не утверждены финансовые планы большинства государственных предприятий, в том числе Администрации Морских портов Украины.

Что влечет за собой отсутствие финансового плана? Влечет за собой невозможность тратить небюджетные средства (средства на счетах АМПУ) на судоремонт, не дает возможность заниматься реконструкцией, модернизацией, списанием имущества, не дает возможность заниматься крупными стройками. Титулов строительства тоже нет, насколько я знаю.

Другими словами, в сегодняшний сложный период неутверждением финпланов Кабмин сдерживает создание тысяч рабочих мест, которые могли бы сегодня строить причалы, ремонтировать дороги, строить железные дороги, ремонтировать флот и так далее. Что может быть сегодня на втором месте сегодня, по важности, после того как одевать и снимать маски, чем обеспечивать рабочие места в тех сферах, которые относятся к критической инфраструктуре?

МБНУ: Насколько АМПУ готово к таким вызовам, учитывая, что на предприятии уже несколько месяцев нет полноценного руководителя?

Ю.Васьков: Те проблемы о которых я говорил статус «испольняющего обязанности» позволяет решать. Это в принципе плохо, поскольку человек работает в режиме одного дня и не может стратегически мыслить и строить далеко идущие планы. При текущем правительстве «время исполняющих обязанности», как его называли, никуда не делось. Но это другой вопрос. Есть более важные вопросы в связи с эпидемией. Повторюсь, у АМПУ есть деньги, есть проекты на которых работали сотни строителей, сотни судоремонтников. Они могут сегодня загружать людей работой создавая дополнительные рабочие места. Вместо того чтобы это делать Кабмин продолжает заниматься микроменеджментом, даже в это время, когда решения нужно принимать сотнями ежедневно, у нас все равно микроменеджмент.

 

Ви можете ознайомитись з повною версією інтерв’ю Юрія Васькова на нашому Ютуб-каналі: