Точка невозврата в проекте LNG-терминал уже пройдена, – глава координационного совета национального проекта “LNG терминал”

2013-03-27 16:10:32

Сергей Евтушенко, глава координационного совета национального проекта “LNG терминал”, прокомментировал состояние дел после скандала с испанским посредником.



– Госпредприятие "LNG терминал" не смогло привлечь семилетний кредит на сумму 160 млн. евро, а также еще один кредит на 61,946 млн. евро. В обоих случаях поступило менее двух заявок от потенциальных кредиторов. Почему не удалось привлечь кредиты? Нет заинтересованных в проекте?

– Госинвестпроект добровольно отказался от участия в этой процедуре. Потому что мы изменили саму концепцию реализации проекта, внесли в нее серьезные коррективы и приняли решение сфокусироваться на первом этапе, а именно: на вводе в эксплуатацию плавучей установки по регазификации сжиженного газа. Соответствующее предварительное соглашение мы подписали с компанией Excelerate Energy.

– Вы говорите, что решили ускорить проект – вместо того, чтобы строить наземный терминал в Одесской области, будете строить сразу морскую часть. Почему вы не пошли на этот шаг сразу?

– Потому что это не предусматривалось в материалах разработчика ТЭО. Но мы нашли оптимальную и ускоренную формулу, которая поможет реализовать проект по технологии FSRU минимум на 9-12 месяцев раньше. Уже во второй половине 2014 года мы сможем поставлять газ.

Хочу заметить, что это результат командной работы между НАК "Нафтогаз Украины", ее дочерними структурами Госинвестпроектом и Минтопэнерго и, конечно, очень большой вклад в эту работу сделал вице-премьер Юрий Бойко.

– Первый этап планируется реализовать за счет технологии FSRU (Floating Storage Regasification Unit), то есть использования плавучей платформы. Почему выбрали именно это технологическое решение? Оно дороже или дешевле, чем строительство наземного терминала?

– FSRU – это новая технология, которая массово стала применяться с середины 2000-х годов. Из практического опыта других стран мы знаем, что с момента запуска в эксплуатацию первых образцов плавучей платформы и до сегодняшнего дня не было зафиксировано ни одной аварии. По оценкам как потребителей, так и разработчиков этой технологии можно утверждать, что она эффективна и действенна. К тому же эта технология удобна. Арендовать фактически завод по регазификации за очень приемлемую сумму намного дешевле, чем построить наземный терминал.

– На каких условиях госпредприятие сотрудничает с американской Excelerate Energy?

– Соглашение о сотрудничестве с Excelerate Energy было подписано 26 ноября 2012 года, сейчас они переходят к завершающей стадии. Технические специалисты уже изучают возможности установки плавучего завода в порту Южный, рассматриваем варианты подключения площадки к национальной газовой сети. Эти работы продлятся следующие несколько месяцев.

– Вы отмечали, что запуск плавучего терминала позволит получить первый газ по морю уже в 2014 году. Откуда придет этот газ? Когда и какие его объемы будут закачаны?

– Это комплексный вопрос, который касается не только Госинвестпроекта, но и "Нафтогаза Украины", и Министерства топлива и энергетики. Сейчас с некоторыми поставщиками заключены договора о конфиденциальности, с другими ведутся переговоры. Да, я подтверждаю, что обустроить платформу в порту Южный технически будет возможно во втором-третьем квартале 2014 года. И, собственно, от этой даты мы будем двигаться в наших переговорах по поставкам газа.

Что же касается страны, из которой может поступить газ. Вы знаете, сегодня нет недостатка в странах, которые его предлагают. Думаю, Украина сможет решить этот вопрос. Сейчас нам важно решить технические вопросы и подписать договор на поставку платформы. И когда мы будем знать, в каком квартале она будет установлена, тогда и будем отталкиваться от этой даты в подписании контрактов на поставку газа. Но опять же, это задача не только Госинвестпроекта, но и "Нафтогаза".

– Учитывая новый подход к проекту, кредиты все равно понадобятся? Сколько планируете занимать?

– На первом этапе мы не планируем привлекать кредит. Он будет нам необходим, когда будем строить наземный терминал. Согласно решению правительства, мы планируем привлечь международный консорциум к строительству и управлению терминалом. Поэтому за все риски и задачи по привлечению финансирования будет отвечать потенциальный инвестор.

Для инвестора от правительства необходимо получить все соответствующие правовые решения и гарантии стабильности, долгосрочности и безопасности этой инвестиции. Как только мы найдем компромисс с инвестором и подпишем обязывающее соглашение, консорциум самостоятельно будет решать вопросы кредитования проекта. Вероятно, что кредитование будет осуществляться национальными кредитно-экспертными агентствами и эксимбанками той страны, откуда будет консорциум.

– Ведутся ли сегодня поиски стратегического инвестора для проекта? Проводятся ли встречи с конкретными компаниями, банками? Сколько их сегодня? Можете назвать хотя бы несколько имен?

– Мы проводим активную работу по поиску иностранного инвестора для строительства наземной части терминала. Заинтересованность по поводу этого сотрудничества уже есть. Также свой интерес относительно кредитования этого проекта проявляют международные финансовые организации.

Обнародовать названия компаний пока я не могу, поскольку наш опыт научил, что о таком следует информировать только после факта подписания обязывающих документов (в феврале глава Минэнерго Эдуард Ставицкий сообщил, что Украина предложила Катару участие в реализации проекта LNG-терминал, – ред.).

– Может ли Украина построить терминал своими силами, без привлечения инвесторов?

– Конечно, Украина могла бы рассмотреть возможность строительства терминала за свой счет, учитывая тот факт, что примерный счет за газ ежемесячно составляет около миллиарда долларов, а этого бы хватило на строительство терминала. Однако решения правительства свидетельствуют о том, что Украина может принять участие в этом проекте только на 25% + 1 акцию. На остальные 75% Госинвестпроект должен привлечь стратегического инвестора. Это нелегкая задача, учитывая ситуацию на финансовых рынках в мире, но мы стараемся его выполнить.

– Каковы шансы, что в конечном итого проект строительства LNG-терминала будет приостановлено или даже полностью заморожено?

– Я считаю, что точка невозврата в этом проекте уже пройдена. У нас есть соответствующие решения как правительства Украины, так и президента Украины. Создана вся подзаконная база. Также поставлена задача согласно Национальному плану действий на этот год. Нет оснований сомневаться в том, что лидеры страны это решение приняли, и эта позиция должна будет необратимой.

– Насколько критически важно построить терминал именно сейчас? Ведь, как известно, есть другие действенные шаги по обеспечению энергетической безопасности, как то: сокращение закупок газа, шельфовые проекты, начало реализации сланцевых проектов и т.д.

– Это абсолютно корректное, правильное и очень своевременное решение. Сам факт существования такой возможности будет, как минимум, существенно усиливать украинскую позицию в переговорах с монополистом поставок газа на территорию Украины, а как максимум – позволит нам получить рыночную цену.

Польское правительство не сомневается в правильности такого проекта, и уже в следующем году Польша будет принимать первый танкер со сжиженным газом, чем значительно усилит свою энергетическую независимость. Поэтому не только наша решимость, но и опыт других стран свидетельствует о том, что сейчас все двигаются в этом направлении. Лицо газовой отрасли очень быстро меняется, и я не удивлюсь, если через 5 лет оно будет фундаментально иным, как и цена на газ.

 ЛІГАБізнесІнформ