Государство компенсирует концессионерам инвестиции в порты, – Мининфраструктуры

2013-02-12 13:46:52

Соответствующий проект Порядка заключения договоров компенсации концессионерам их вложений в стратегические объекты портовой инфраструктуры разработан министерством. При этом концессионеры по прежнему называются “инвесторами”, а источником компенсации “инвестиций” планируется сделать портовые сборы.



Концессионеры получат стопроцентные гарантии защиты своих инвестиций. В развитие соответствующих положений Закона Украина «О морских портах Украины» над обеспечением четкого и прозрачного механизма компенсации инвестиционных вложений сейчас активно работает Мининфраструктуры.

В частности, специалистами ведомства уже подготовлен проект постановления Кабинета Министров Украины «О утверждении Порядка заключения договоров компенсации инвестиций, внесенных субъектами хозяйства в стратегические объекты портовой инфраструктуры », который выносится на публичное общественное обсуждение.

Документ полностью регулирует условия и порядок заключения соответствующих компенсационных договоров – начиная от преддоговорной подготовки к даче согласия на заключения договора Кабинетом Министров Украины и его подписания.

Такие договоры будут заключаться непосредственно с Администрацией морских портов Украины (далее – администрация), в случае если администрация не была стороной самого инвестиционного договора, по которому и осуществляется финансирование в развитие стратегических объектов портовой инфраструктуры (это объясняется тем, что в инвестиционных договорах среди существенных условий предусматриваются и условия компенсации инвестиций. Следовательно, если сторонами такого договора является непосредственно администрация и инвестор, то потребности в повторном урегулировании между ними отношений по компенсации вложенных инвестиций не имеет).

Следовательно, согласно разработанному проекту Порядка, концессионер, который изъявил намерение заключить договор компенсации, представляет в администрацию соответствующее обращение и собственно проект такого договора, содержащего все существенные условия предусмотренные законодательством, а также надлежащим образом заверенную копию инвестиционного договора (в случае если такой договор заключен), документы, отражающие финансовое состояние концессионера, информацию об объекте инвестирования и бизнес-план с определением размера, сроков (этапов), источников и объемов осуществления компенсации и пр..

В свою очередь, с целью заключения отдельного договора или включение в другой договор условия о компенсации, администрация направляет в Мининфраструктуры обращение по согласованию заключения договора вместе с необходимыми документами. Обратиться к Мининфраструктуры может и сам инвестор по письменному согласованию с администрацией.

Мининфраструктуры в течение месяца со дня поступления документов готовит проект соответствующего решения Кабинета Министров Украины по согласованию договора компенсации.

При этом, согласно разработанному проекту Порядка в решении должны быть, в частности, предусмотрены существенные условия договора, заключение которого предлагается согласовать, по:
обеспечение прав собственности государства на имущество, защиты интересов государства; недопущения отчуждения государственного имущества, срок действия договора; источники компенсации, а также по порядка определения размера инвестиций, подлежащих компенсации.

Программа согласовывается в установленном порядке с Минэкономразвития, Минифином и Фондом госимущества, после чего согласованный проект предоставляется на рассмотрение Правительства.

Договор компенсации считаться заключенным, после его согласования Кабинетом Министров Украины и с момента достижения согласия по всем существенным условиям и подписания сторонами текста договора.
Стоит указать, что отдельный раздел проекта Порядка посвящен именно существенным условиям договора компенсации. В частности, согласно документу такими условиями являются: предмет договора со ссылкой на инвестиционный договор как на основание заключения договора компенсации, срок (график) осуществления компенсаций, который наступает не ранее ввода объекта инвестирования в эксплуатацию, порядок определения размера инвестиций, подлежащих компенсации, размер инвестиции, подлежит компенсации; источники компенсации, обеспечение прав собственности государства на имущество, защита интересов государства; предотвращения в дальнейшем отчуждения государственного имущества, а также обязательства администрации по ведению технического и финансового контроля за ходом инвестирования в стратегические объекты портовой инфраструктуры. По соглашению сторон в договоре компенсации могут быть предусмотрены и другие условия, которые стороны считают существенными.

При этом, что касается источников компенсации, то договором может быть предусмотрено направление на определенный период портовых сборов (кроме административного сбора), взимаемых в связи с эксплуатацией соответствующего объекта инвестирования, инвестору. Кроме того, сумма внесенных инвестиций может быть зачтена в сумму концессионной или арендной платы, подлежащей или подлежать внесению инвестором за использование объектов инвестирования. Также среди возможных источников компенсации определен и зачисления суммы внесенных инвестиций в сумму платы за услуги, которые предоставляются администрацией и т.д..

Поэтому одобрение и принятие указанного Порядка позволит на законодательном уровне установить четкий механизм защиты и компенсации концессионерам их вложений в стратегические объекты портовой инфраструктуры, а следовательно значительно улучшить инвестиционный климат в отрасли.

Почему таким механизмом компенсации не может быть возросший в следствие инвестиций в объекты портовой инфраструктуры объем грузопотока и прибыли остается непонятным.

Пресс-служба ведомства объясняет это тем, государство заинтересовано в налаживании максимально эффективного партнерства с частным капиталом в морской отрасли с целью усиления конкурентоспособности отечественных портов, обеспечение высоких и стабильных показателей их работы.

Справка
Проект акта размещен на сайте Министерства инфраструктуры (www.mtu.gov.ua) в разделе «Регуляторная деятельность».
Замечания и предложения к проекту акта следует направлять по адресам: Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта: 01135, г. Киев, проспект Победы, 14; sytnyk.s @ mtu.gov.ua.
Замечания и предложения от физических и юридических лиц, их объединений
принимаются в течение месяца со дня опубликования проекта акта в письменном и / илиэлектронном виде.