2011-12-22 15:22:09
Мировое роуд-шоу – презентация национальных инвестиционных проектов Украины 2011 – удалось. В этом уверен глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив.
Вдохновленная результатами, его команда намерена в следующем году устроить еще более масштабное турне, охватив уже не 15 городов, как в этот первый раз, а 25, добавив страны в обеих Америках и ряде других регионов. В тех местах, где уже побывали, обещают отчитаться перед бизнесменами о ходе реализации проектов, которые уже презентовали.
А в этом году завершающим пунктом турне стал китайский Шанхай, “финансовая столица” КНР. Для того, чтобы понять экономическую состоятельность этого 22-миллионного мегаполиса, достаточно назвать несколько цифр.
ВВП города в 2010 году превысил 258 млрд долларов, по итогам года нынешнего ожидается прирост показателя на 8%. Шанхайский порт является крупнейшим портом мира – 653,4 млн тонн грузов и 29,7 млн TEU. В прошлом году в городе в добавок к уже работающим были открыты 82 новые штаб-квартиры ведущих ТНК, научно-исследовательских и конструкторских центров с иностранным финансированием.
Шанхай как магнитом притягивает зарубежные капиталы: общая сумма контрактных иноинвестиций достигла в 2010 году 15,3 млрд долларов, из которых 11,1 млрд долларов – прямые.
Следует добавить, что в рейтинге по темпам роста инвестирования за рубеж сам Китай занимает первое место, а по объемам прямого инвестирования уступает лишь США. Общий объем китайских инвестиций вырос с 2003 по 2009 год более чем в десять раз и превышает уже 9,1% всех прямых иностранных инвестиций в мире. За первые 11 месяцев этого года КНР вложил прямые инвестиции в 130 странах и регионах мира в объеме 50,01 млрд долларов.
Китайские инвестиции в украинскую экономику к настоящему моменту не дотягивают пока и до 15 млн долларов. По китайским данным они совсем немного превышают 20 млн долларов, впрочем, общей картины это не меняет: инвестиции из КНР составляют менее полпроцента от всех привлеченных нашей страной.
Так что вывод пока неутешителен – китайский бизнес, присутствующий уже практически везде, явно пока не облюбовал Украину в качестве места приложения своих капиталов, хотя здешние политики утверждают, что Украина является одним из ключевых партнеров КНР в Восточной Европе.
Причин тут несколько. Например, как рассказал корреспонденту УКРИНФОРМа председатель Шанхайской ассоциации международного экономического и технологического сотрудничества Чжао Канмэй, в Китае еще не очень хорошо знакомы с возможностями и выгодами инвестирования в Украину. Но при этом знают, что страна в основном ориентирована на работу со странами Европы, США и не слишком много внимания до недавнего времени обращала на Азию. Подобные форумы, по мнению Чжао, вполне способны приоткрыть “окно понимания” между бизнесменами двух стран, которые уже установили достаточно теплые политические отношения. Чжао Канмэй заверил, что уже прошли те времена, когда крупный бизнес в КНР действовал по указке компартии, сейчас даже крупные госпредприятия выбирают себе партнеров, руководствуясь исключительно рыночными соображениями прибыльности.
Привлечь китайских бизнесменов стараются не только самими проектами, но тем, что осуществляться они будут в выгодном геополитическом окружении. Для китайских бизнесменов действительно важно то, что Украина находится между Европой и Россией. Обе эти страны являются стратегическими партнерами КНР. Украинская сторона это прекрасно осознает и подчеркивает на встречах то, что в ближайшее время Киев должен подписать соглашение о создании Зоны свободной торговли с Евросоюзом, а в перспективе, вполне вероятно, станет членом Таможенного Союза. Это, как подчеркнул руководитель “Единого инвестиционного окна” Сергей Евтушенко, означает, что помимо чисто украинского рынка, 46-миллионного, вокруг страны существует рынок объемом в 700 млн человек.
Заинтересованность вызвало и сообщение о том, что с начала следующего года во всех регионах Украины начнется создание индустриальных парков (принятие соответствующего закона ожидается в ближайшее время). В этом направлении помимо инвестиций Украина рассчитывает еще и на экспертную помощь, поскольку, как отметил Каськив, Украина не имеет практики управления подобными структурами, а китайцы обладают в этой сфере богатейшим опытом.
Одним из моментов, которые тормозят приход крупного китайского капитала на украинский рынок, является то, что прагматичные китайцы не спешат вкладывать деньги в страну, не будучи твердо уверенными в стабильности политической и экономической ситуации в ней. К заверениям в том, что сейчас инвестиционный климат стал гораздо более привлекательным, местные бизнесмены пока только прислушиваются.
Кроме того, в отличие от западных партнеров, которым уже давно понятна форма государственно-частного сотрудничества, китайские компании и финансовые структуры (по крайне мере крупные, а именно с ними и намерено работать правительство Украины), по-старинке требуют под свои проекты государственные гарантии. Они считают, что этим могут обезопасить свои вложения на случай “перемены ветра”. Между тем, Украина таких гарантий может дать очень ограниченное число и делает этой крайне неохотно.
“Наша стратегия – конечно, избегать госгарантий там, где это возможно, уже хотя бы в силу того, что их немного. Ресурсы эти ограничены – в бюджете этого года это всего 15 млрд гривень. Это не уровень. За счет таких гарантий невозможно достичь радикальных результатов, поэтому мы стараемся грамотно построить стратегию, чтобы первые проекты с госгарантиями трансформировались как можно скорее в проекты партнерства, прямых инвестиций, проекты, которые не предусматривали бы никаких форм гарантирования”, – сказал В.Каськив в интервью агентству.
По его словам, разговор с китайцами о проектах без госгарантий уже начинается, и если все пойдет хорошо, то “уже где-то в марте они будут озвучены”.
Пока же главным, как его любят называть “флагманским”, двусторонним проектом Украины и Китая является строительство железнодорожного сообщения между аэропортом Борисполь и Киевом. Он осуществляется как раз на условиях госгарантии. Переговоры по проекту “Воздушный экспресс”, который не просто определен как ключевой в украинско-китайском сотрудничестве, но и как один из самых важных национальных проектов Украины, были долгими и крайне непростыми.
Рамочное соглашение было подписано после многомесячных переговоров еще в конце ноября 2009 года в Пекине руководителями Китайской национальной корпорации машиностроительной индустрии и корпоративных подрядов (она определена генподрядчиком) и госпредприятием “Международный аэропорт “Борисполь”. Первоначально предполагалось, что сумма инвестиции, которая помимо непосредственно ж/д ветки включала ряд аэропортовских инфраструктурных объектов, должна была составлять 1 млрд долларов, которые намеривался предоставить Китайский банк развития.
В ходе государственного визита в КНР Президента Украины Виктора Януковича в сентябре 2010 года было подписание кредитное соглашение, но уже с Эксимбанком Китая. При этом объем кредитной линии составил 372 млн долларов – только на “Экспресс”. А не так давно Госагентство под руководством Каськива подсчитало, что можно еще более оптимизировать проект, сократив его стоимость.
“Украинская сторона достаточно жестко и эффективно вела переговоры про партнерство, в результате чего удалось за последние три месяца существенно улучшить условия реализации этого проекта и уменьшить его стоимость, ориентировочно на 40 млн долларов, конкретнее сможем сказать, когда уже будет уточнена проектная документация”, – сказал он, добавив, что помимо уменьшения стоимости удалось еще и “существенно улучшить качество проекта”.
Китайцы оказались “не простыми партнерами”, и даже после подписания соглашения стороны все равно продолжали вести “очень тяжелые долгие консультации по подписанию технического документа, который должен открыть дорогу непосредственно к строительству”. Но вот наконец процесс пошел и начать строительство обещают к Новому году. По оценкам, оно займет года два.
Важно отметить, что в последнее время “Воздушный экспресс” шел в “комплекте” с рядом других инфраструктурных проектов Киевского региона. Общий объем кредита, согласно соглашению, подписанному в апреле в ходе визита в КНР премьера Николая Азарова, должен составить 2 млрд долларов. Средства, за вычетом названной выше суммы, предполагается пустить, среди прочего, в достройку окружной дороги (участка от Харьковского до Столичного шоссе). Кроме того, Киев, по словам Каськива, ожидает, что “возможно в ближайшие недели” будет подписан контракт на достройку Печерского мостового перехода в Киеве, продвигаются работы по проекту строительства моста Подольского перехода.
Впрочем, как говорят сотрудники Госагентства, участниками всех этих проектов, очевидно, будут не только китайцы. Строительство планируется на концессионной основе. “Идеальным решением для партнерства был бы консорциум, где нашли бы свое место партнеры из Турции и из Европы, и из Китая. Скорее всего, мы выйдем на такую модель, где государство будет миноритарным участником. Это увеличит безопасность и стабильность”, – отметил Каськив.
Понятно, что концессионный проект, кстати, первый в Украине, будет осуществляться без гарантий со стороны государства.
Что касается двустороннего взаимодействия с Китаем, то главное сейчас, как отмечают все заинтересованные стороны, это успешно запустить первый совместный проект. Тогда и другие пойдут намного быстрее и легче. Как бы не привередничали партнеры из Поднебесной, сам глава Госагентства признает, что китайская сторона предлагает “самый выгодный продукт” с точки зрения условий.
В целом же Каськив исполнен оптимизма и считает, что “на китайском направлении у нас в буквальном смысле, без преувеличения, достигнуты прорывы”, и что в этом году ситуацию удалось переломить и мы достигли “беспрецедентного этапа в сотрудничестве”.
Ведь в Украине полно сфер, куда китайцы с удовольствием вложили бы деньги: это и сельское хозяйство, и инфраструктурное строительство, и разработка полезных ископаемых… да и много других. Предложенные Госагентством проекты не оставили равнодушными участников шанхайской программы, а его руководители всячески заверяли в том, что интересы инвесторов будут соблюдены. Китайцы хотят в это верить.