Эксперт: решение Одесского облсовета о создании транспортного кластера на базе Одесского порта не стоит даже бумаги

2011-08-31 16:37:29

Решение о создании транспортного кластера на базе Одесского морского торгового порта, принятое депутатами Одесского областного совета, равно как и экономическое обоснование создания данного кластера, не стоят даже денег, потраченных на бумагу, на которой они напечатаны. Такое мнение выразил доктор экономических наук, профессор и заведующий кафедрой Одесского филиала Европейского университета, депутат Одесского областного совета, экономист-аналитик Николай Шутов. По словам эксперта, данный документ носит сугубо декларативный характер и вовсе не обязателен к исполнению предполагаемыми участниками кластера.



«Я против, потому что считаю, что это использование модного бренда и
не более того. В данном случае документ носит чисто рекомендательный
характер – он касается чисто хозяйственных вопросов, потому что кластер –
это хозяйственная структура, и никоим образом областной совет этими
вопросами заниматься не может и не должен. Этот документ бессмысленный
и, более того, я считаю, что он не к лицу облсовету – такого рода
документы, рекомендательные, которые не несут смысловой нагрузки,
незачем принимать», – уверен эксперт.

«Если представить себе ситуацию, что где-то на территории Одесской
области будут создавать транспортный кластер, то будут ли они обязаны
соблюдать этот документ? Нет. Он абсолютно никакой смысловой нагрузки не
несёт», – пояснил Николай Шутов.

«По сути, транспортный кластер — это то, что в СССР именовалось
«транспортным узлом» — объединение экономических субъектов, работающих в
одной сфере, и имеющих общность интересов. Мы говорим о площадке, на
которой будут совместно сотрудничать порт, железная дорога, частные
компании, вузы, представители науки и общественности. На самом деле,
интерес у всех один — чтобы как можно больше грузов переваливалось через
Одесский регион. Увеличение грузооборота Одесского морского торгового
порта на 1 тысячу тонн ведет к увеличению валового регионального
продукта Одесской области на 200 тысяч гривен. А увеличение грузооборота
порта на 2 миллиона 300 тысяч тонн даст повышение на 1% всего валового
регионального продукта Одесской области», – заверял Алексей Гончаренко.

Однако Николай Шутов вдребезги разбил эти утверждения.

«Нет ответа на вопрос, почему Одесский порт, в каком формате должен
быть этот кластер, и так далее – это ненужный документ, я уже не говорю о
том, что его принятие никаких призов и повышения ВВП не несёт», –
говорит экономист.

Николай Шутов обосновал свои слова тем, что данный документ не только
не является обязательным к исполнению, но и не имеет под собой
какого-либо внятного экономического обоснования.

«Нет обоснования. Хоть авторы и говорят, что они его сделали, но на
самом деле оно сейчас у меня в руках, и это не обоснование – это
отсутствие правовой базы, а у нас нет закона о кластерах, и зарубежного
опыта, и всё. Я уже не говорю о том, что просто надо видеть это
обоснование, мне, как говорится, лоббисты передали это обоснование, я
его внимательно перечёл, но ответа на то, зачем всё это надо, я так и не
нашёл. На бумажке можно написать всё, что вы хотите, но если вы
напишете на бумажном самолётике, что это «Боинг- 737», это не значит,
что это действительно «Боинг- 737» – это всего лишь клочок бумаги», –
рассказал депутат.

Как утверждают в облсовете, экономическое обоснование для данного
кластера разработал некий учёный, якобы выигравший какой-то конкурс в
Москве, однако никто из одесских экспертов, вплотную занимающихся
проблематикой транспортных кластеров, в состав экспертной комиссии
почему-то включён не был

«Я такого учёного в Одессе не знаю. Я хочу обратить ваше внимание,
что в Одессе очень хорошая школа специалистов по кластерам в
университете имени Мечникова, в институте рынка, которым руководит
академик Буркинский, но никто из этой когорты в экспертный совет по
созданию этого документа привлечён не был, что для меня, в общем-то,
является показателем», – говорит эксперт.

В итоге, транспортный кластер, создание которого так активно
анонсировал Алексей Гончаренко, останется только на бумаге, а все его
многочисленные преимущества, о которых так любит рассказывать молодой
заместитель председателя облсовета, не более чем пустой звук, уверен
экономист.

«Я считаю, что это просто, знаете, есть такое выражение украинское:
«не до чого», вот оно здесь совершенно чётко отражено. Это слишком
серьёзная проблема, чтобы её, как говорится, детям давать в руки, и вот
так играться. К сожалению, ею занимаются не специалисты, а люди, которые
ищут в нём сиюминутную политическую выгоду», – подытожил Николай Шутов.

Таймер