Инвестиции в украинскую портовую инфраструктуру в 2009 году выросли почти в полтора раза

2009-12-15 14:02:22

В этом году объем капитальных вложений украинских портов в собственную инфраструктуру на 42% превысил прошлогодний, а в следующем году рост может составить почти 50%.



Причинами
того, что порты начали вкладывать деньги, являются усиление конкуренции за
транзитные потоки, а также рост доходов портов.

Примечательно
и то, что политика государства в данной сфере стимулирует к инвестированию
частные компании, сообщает «Коммерсант-Украина».

По
данным Министерства транспорта и связи, в нынешнем году украинские порты
увеличили капитальные вложения в основные фонды на 556 млн грн. Заявленные
инвестиции портов на следующий год, по информации министерства, увеличатся по
сравнению с этим годом на 793 млн грн. Согласно подсчетам ассоциации
«Укрморпорт», это очень консервативный прогноз, реальный рост может быть и
большим – около 1,3 млрд грн.

Таким
образом, по разным оценкам, украинские порты инвестируют в следующем году в
собственное развитие 2,1-2,6 млрд грн (см. диаграмму). Для сравнения: по данным
Минпромполитики, предприятия горно-металлургического комплекса намерены
инвестировать в 2010 году на аналогичные цели 1,5 млрд грн, а химической промышленности
– всего 350 млн грн.

Участники
рынка отмечают, что основной причиной увеличения капиталовложений стало
усиление конкуренции между портами. «Кризис обострил борьбу за транспортные
потоки, и стало очевидно, что по техническому уровню украинские порты отстают
от конкурентов – скажем, Констанцы, Бургаса и прибалтийских портов. Например, у
нас не могут принимать и загружать у причала, а не на рейде, суда класса
capesize (водоизмещением 175-400 тыс. т.– ред.), что важно, например, для
экспортеров металлопродукции»,– говорит начальник Херсонского морского
торгового порта (МТП) Андрей Егоров.

По
словам участников рынка, росту капитальных вложений способствовала тарифная
политика. «Портам уже несколько лет не меняли тарифы. В конце 2008 г. Кабмином было принято
решение на 58% повысить тарифы на оказание услуг судам и на 40% на услуги по
грузопереработке. Тем самым был создан дополнительный финансовый ресурс,
который позволил увеличить капитальные вложения»,– говорит директор ГП «Дельта
Лоцман» Александр Голодницкий. По его словам, гарантированное увеличение
собственного финансового ресурса позволило портам привлекать кредиты и
инвесторов со стороны.

Наибольшие
средства в ближайшие 7-10 лет, по данным Минтранса, будут вложены в развитие
Южного (910 млн. долл.), Ильичевского (775,8 млн долл.) и Николаевского портов
(около 650 млн долл.). По словам начальника ГП «МТП Южный» Юрия Крука, для
реализации программы перспективного развития порта планируется использовать
собственные средства, а также привлекать украинские и зарубежные инвестиции.
«Схема работы будет такой: порт вкладывает собственные инвестиции в развитие
причального фронта и занимается увеличением глубин, а частные компании
инвестируют в строительство самой терминальной части, занимаются инфраструктурой
– подъездными железнодорожными путями»,– поясняет он.

В
Ильичевском МТП в свою очередь делают ставку на инвестиции в развитие
контейнерных терминалов. Порт намерен развить контейнерный терминал на 1-м и
2-м причалах.



Крупнейший инвестиционный проект Николаевского МТП – комплекс «Очаков», который
порт развивает совместно со «Смарт-холдингом» Вадима Новинского. Директор по
стратегии и корпоративному развитию холдинга Виталий Симоненко рассказал, что
компания уже инвестировала в развитие проекта 20 млн. долл. и вложит столько же
в 2010 г.
в формирование территории и работы по подведению железной дороги. Партнер
«Смарт-холдинга» по проекту – Николаевский МТП – проведет дноуглубительные
работы в акватории порта и углубит подходы к комплексу.

По
данным Минтранса, за счет инвестиций в ГСХ Дунай–Черное море и перехода части
перевозчиков с румынского направления на украинское в перспективе проход судов
по этому направлению увеличится в два раза. В министерстве отмечают, что
инвестиции в расширение портов в устье Дуная в ближайшие 10 лет могут превысить
500 млн. долл.