2009-07-29 16:06:52
Сегодня в Стамбуле планировалось провести очередную рабочую встречу по строительству морского терминала в районе Одессы для приема сжиженного природного газа.
Однако стороны решили перенести ее на более поздний срок. В Минтопэнерго
причины такого решения неофициально объясняют тем, что некоторые потенциальные
участники проекта на данном этапе испытывают финансовые проблемы, разрешение
которых требует определенного количества времени.
Финансовая неуверенность и фактор президентских выборов в Украине не
позволяют конкретно обсуждать инвесторам перспективы капиталовложений в
украинский газовый сектор, в частности, в строительство под Одессой терминала
по перевалке сжиженного природного газа. Одновременно в украинском Минтопе не
исключают, что в дальнейшем на осуществление планов по строительству
СПГ-терминала, который должен обеспечить диверсификацию поставок газа в
Украине, будет влиять российский “Газпром”.
Так, в середине июля параллельно с переговорами в Украине о строительстве
СПГ-терминала японская Мitsubishi Corporation обсудила перспективы реализации
совместных проектов в сфере сжиженного природного газа в центральном офисе
“Газпрома” в Москве. Об этом свидетельствует официальное сообщение российской
монополии, размещенное на ее сайте 14 июля. В этот день состоялась рабочая
встреча зампредправления “Газпрома” Александра Ананенкова и исполнительного
вице-президента Mitsubishi по
странам Европы, Африки, Ближнего Востока и СНГ Тетцуро Терада. “С 1969 г. Mitsubishi Corporation занимается торговлей сжиженным природным газом. Наряду с ОАО “Газпром”, Royal Dutch Shell и Mitsui, Mitsubishi Corporation является
акционером Sakhalin Energy, компании-оператора проекта “Сахалин-2”.
В октябре 2005 г. между ОАО “Газпром” и Mitsubishi Corporation был подписан меморандум о взаимопонимании”, — отмечается в сообщении.
Проект “Сахалин-2” является одним из ключевых элементов ресурсной базы, на
которую делает ставку “Газпром” в своей стратегии по СПГ.
В украинских планах по строительству СПГ-терминала еще много неясных
моментов. Неизвестен источник поступления газа и условия участия инвесторов. 15
июля по итогам рабочего совещания в Минтопэнерго пресс-служба ведомства
сообщила, что заинтересованность к проекту проявили компании SNC Lavalin International Inc (Канада), Мitsubishi Corporation (Япония), Cilyk Holding, Gap Insaat и Sancakli Group (все — Турция).
По словам замминистра топлива и энергетики Бурзу Алиева, “в соответствии с
директивами Евросоюза в части диверсификации поставок энергоресурсов в Украину,
строительство терминала на сегодня является актуальным вопросом в направлении
стратегического развития энергосектора страны”. “По результатам совещания
принято решение о создании рабочей группы, которая должна проработать ряд вопросов,
в частности, касающихся разработки бизнес-плана, источников финансирования
проекта и путей его реализации”, — говорится в сообщении пресс-службы
Минтопэнерго. Проблему загруженности проливов Босфор и Дарданеллы, через
которые должны проходить танкеры, транспортирующие сжиженный газ в Украине, в
ведомстве уже считают решенной — вице-президент Cilyk Holding Ахмет Тачйилдиз подтвердил, что “проблем с прохождением танкеров со
сжиженным газом через проливы Босфор и Дарданеллы не будет”.
“Этот проект имеет очень большие шансы на реализацию, поскольку у него
серьезная политическая поддержка не только в украинском правительстве, но и в
странах, компании которых заинтересованы войти в консорциум по строительству
СПГ-терминала”, — сказал господин Алиев.
В Кабмине, рассматривают вариант реализации этого проекта в рамках НАК
“Нефтегаз Украины”. Партнером иностранных компаний в нем может также стать одна
из крупных отечественных корпораций.
По предварительным оценкам, проектная стоимость СПГ-терминала мощностью 10
млрд. куб. м, который планируется построить в районе Одесского морского порта,
составляет $750-800 млн. В Международном энергетическом агентстве подсчитали,
что газодобывающая промышленность — как энергетические компании, принадлежащие
частным акционерам, так и их партнеры, контролирующие ресурсы — вплоть до 2010
г. может инвестировать более $135 млрд. в производственные объекты и танкеры
для производства и транспортировки СПГ. Регазификация 1 куб. м СПГ дает около
600 куб. м газа.
Светлана ДОЛИНЧУК, Экономические известия