Турецкий «проект века» – на финишной прямой

2009-04-28 10:33:13

В Турции, согласно сообщениям местных СМИ, достигнут прорыв в процессе реализации проекта «Мармарай». Речь идет о подводном погруженном тоннеле под проливом Босфор с железнодорожным сообщением, который соединит европейскую и азиатскую части Стамбула.


Уже практически завершено
соединение составляющих его секций, установка которых была закончена в октябре
прошлого года. Таким образом, создание транспортного коридора, соединяющего
Европу и Азию, выходит на финишную прямую. Строительство тоннеля было начато
пять лет назад и сейчас продолжается быстрыми темпами. Инженерно-строительные
работы планируют завершить через два года, а уже в 2012 г. должны пойти первые
поезда.

Отметим, что данный проект
стоимостью $3,5 млрд. реализуется под руководством минтранса Турции и
финансируется за счет кредитов Японского банка международного сотрудничества,
Европейского инвестиционного банка и Совета Европейского банка развития.
Инженерными работами занимается совместное предприятие, возглавляемое японской
Pacific Consultants International of Japan. «Мармарай» предусматривает также
модернизацию существующих железнодорожных веток по обе стороны пролива.

Специалисты отмечают, что это
один из всего нескольких в мире подводных проектов тоннеля – его строительство
проходит на глубине 60 м.
На данный момент работы по соединению 11 отдельных секций различной длины и
весом до 19 тыс. т. закончены на 80%. С завершением этой стадии, ведется
подготовка и окончательные расчеты перед укладкой пути и началом
электротехнических работ. Как заявили ответственные за проект чиновники,
большая часть работ на азиатской стороне уже завершена, однако на европейской
части процесс замедлился из-за археологических находок.

Турецкие инженеры, работающие над
«проектом века», уверены в собственных силах по реализации подобных планов в
будущем, требующих высокой компетентности. Один из местных специалистов,
участвующих в работах, говорит, что Турции больше нет необходимости полагаться
на зарубежных инженеров в таких масштабных проектах. «Мы сейчас можем
рассчитывать на себя. Мы ни от кого не отстаем в плане мозгов. Иначе, этот
проект был бы невозможен. Преимуществами, которые есть у японцев, являются
технологии и финансирование», – отметил он.

Один из специалистов, работающий
на проекте уже более четырех лет, говорит, что за этот период он набрался
опыта, как за десять лет. Он считает, такое профессиональное развитие стало
возможным благодаря модели работы и дисциплине, которые здесь применялись.
Эксперт также не сомневается в том, что турецкие инженеры, получившие опыт на
«Мармарай», способны завершить все работы самостоятельно.

Интересно, что при строительстве
«Мармарай», являющегося самым глубоководным погруженным секционным тоннелем в
мире, позаботились и об отсутствии проблем с мобильной связью. Так, с
оператором Turkcell подписано соглашение, согласно которому в тоннеле будут
установлены две базовых станции. Таким образом, в случае возникновения
каких-либо неполадок или аварий в системах радиокоммуникации, рабочие и
обсуживающий персонал смогут поддерживать жизненно необходимую связь между
собой.

Что касается эффективности
тоннеля, то, согласно заявлениям турецких властей, в первую очередь, он призван
улучшить транспортную ситуацию в Стамбуле, разгрузив пробки при переезде через
Босфор. Предполагается, что подводный путь будет обслуживать более 1 млн.
пассажиров в день и повысит рыночную долю железнодорожного транспорта в городе
с 3% до 27%.

Однако, кроме этого, «Мармарай»
может использоваться и в качестве коридора для транспортировки грузов из Азии в
Европу – в случае, например, его соединения с железнодорожной веткой из Грузии.
Так, министр транспорта Турции Бинали Йылдырым еще в марте заявил, что
участниками проекта Баку-Тбилиси-Карс были проведены переговоры с Китаем,
основным азиатским грузоотправителем, который высказал интерес в
грузоперевозках по этому пути.

Еще одним стимулом к развитию
грузовой составляющей этого маршрута может стать наметившийся прогресс в
нормализации армяно-турецких отношений. Успехи в двусторонних переговорах между
этими странами при участии США могут привести к открытию межгосударственной
границы и выходу Армении из изоляции, в которой она находилась с 1993 г. Результатом такого
события станет неминуемое перераспределение грузопотоков в/из Армении. Этот
процесс не сможет остановить даже тот факт, что Армянская железная дорога в
настоящее время находится в концессионном управлении ОАО «РЖД».

Итак, создание нового
транспортного коридора между Европой и Азией в районе Черного моря
продолжается. Несомненно, появление конкурента в лице «Мармарай» приведет к
«переформатированию» карты транзитных маршрутов Малой Азии и Кавказа. Так, например,
транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) может пойти в обход Украины,
оставив не у дел паромную переправу Поти-Ильичевск.

Евгений Шевчук, Транспортный бизнес