Херсонский порт рассматривает инвестпредложения на сумму боле 120 млн. $

2008-12-04 12:09:10

Сегодня у ГП Херсонский морской торговый порт есть несколько перспективных предложений с участием иностранного капитала.


В частности,
проект по развитию крытого механизированного комплекса. Он повысит не только
скорость обработки грузов, но и заметно улучшит экологическую обстановку.  Ориентировочная сумма инвестиций – 2,3 млн.
долларов США.

Еще один
проект основан на сотрудничестве с нашим давним партнером – компанией «Днипро
Карго Лимитед». Он предусматривает привлечение 5 млн. долларов и коренную
реконструкция складов № 7, 8 и 9. Современное технологическое оборудование
позволит увеличить объем переработки зерновых до 400 тысяч тонн в год.

– По большому
счету, для инвестора не имеет особого значения форма собственности предприятия.
Главное – порядок и стабильность, а еще – перспектива развития. В такое
производство инвестор всегда будет готов вкладывать средства. К тому же,
западные инвесторы и, в частности, Европейский банк реконструкции и развития,
Мировой банк, рассматривают вопросы инвестирования с учетом развития
государства в целом, убежден  Валерий
Журов, заместитель начальника ХМТП по инвестиционной политике.

  Немаловажными условиями являются социальная и
экологическая составляющие инвестиционного проекта.

Для
бизнесменов наиболее интересны проекты, имеющие перспективу развития и
обещающие реальный экономический эффект.

Администрация
порта занимается вопросом резервирования территорий вокруг затонов № 1, 2 на
левом берегу Днепра, где будут построены причалы, терминалы, проложена железная
дорога. Хотя в земельном кодексе такого понятия как «резервирование» не
существует, есть только «отвод участков», но мы постараемся решить эту проблему
в законодательном поле. Не хотим повторить печальный опыт Ильичевского порта,
вокруг которого частные структуры скупили все земельные участки и теперь
предлагают выкупать их втридорога.

Так сложились
обстоятельства, что наш порт оказался зажатым со всех сторон городскими кварталами.
Мечтать о расширении производства на правом берегу не приходится. Земля вокруг
предприятия баснословно дорога. Другое дело – левый берег Днепра. Вокруг
затонов №1 и 2 земельные участки принадлежат Херсонскому городскому совету и
Цюрупинской районной государственной администрации. С ними мы этот вопрос уже
обсуждали не раз, и я думаю, что он будет решен положительно. Тем более, что
уже есть конкретные предложения по освоению этих участков. Инвесторы выразили
готовность построить на левом берегу терминал для хранения и отгрузки
биоэтанола – экологически чистого топлива, произведенного из растительных
материалов.

Генеральная
схема развития Херсонского морского торгового порта, рассчитанная до 2020 года,
предусматривает увеличение объемов грузопотоков до 8 миллионов тонн.
Значительный объект в этой схеме – строительство железной дороги от станции
Цюрупинск до затонов № 1 и 2. Мы выполнили предварительные разработки проекта
через профильный институт. Ориентировочная стоимость строительства – 841 миллион
гривен. Это 12,5 км
однопутной железной дороги, плюс обустройство припортовой станции. Общая
протяженность железнодорожных путей – 24
км
. Естественно, со всей инфраструктурой, развитием
станции Цюрупинск, со всеми переездами по трассе.

Дорога эта
необходима, без нее развитие инфраструктуры левого берега невозможно. Как здесь
не вспомнить историю? Херсонский порт был построен в 1778 году, а железная
дорога подошла к городу в 1907 году. И только в 1915 году к порту была
проложена железная дорога от станции Херсон. Сейчас мы, фактически, повторяем
историю, но уже на левом берегу Днепра. В генеральной схеме развития есть ряд
объектов, которые позволят изменить всю инфраструктуру порта, сделать ротацию
грузов, вынести пылящие – на левую сторону, цитирует замначальника порта
пресс-служба ХМТП.

 

Заместитель
директора компании «Днипро Карго Лимитед» (Великобритания), директор комплекса
совместной деятельности Виктор Соха отмечает, что:

– Наша
компания всегда стремилась к развитию своего производства, поэтому объемы
переработки грузов мы постоянно увеличиваем. Сейчас уже ощущаем дефицит
площадей, потому что запросы наших клиентов растут, уровнем услуг они довольны.
Правда, некоторым приходится отказывать из-за дефицита производственных
площадей.

На украинский
рынок портовых услуг «Днипро Карго Лимитед» пришла в мае 1998 года, заключив
договор о совместной деятельности с Херсонским морским торговым портом.
Инвестор сразу же вложил полтора миллиона долларов в реконструкцию причала № 6.
Компания построила крытый склад, установила второй конвейер, судопогрузочную
машину, создала современную электронную систему весового контроля и,
фактически, «переквалифицировала» причал: в августе 1999 года зерновой комплекс
был принят в эксплуатацию. В сутки он смог принимать до 2500 тонн хлебных
грузов. 

Знание
тенденций рынка и обширные связи в деловом мире тоже сыграли свою позитивную
роль: компания сумела привлечь к сотрудничеству с Херсонским морским портом
всемирно известные торговые дома Западной Европы. За 10 лет работы проект себя
полностью оправдал: «Днипро Карго Лимитед» обеспечила перевалку через Херсон
более 1,8 млн. тонн различных грузов.

Помнится, мы
начинали со 150 тысяч тонн в год, а в прошлом году сделали более 250 тысяч
тонн. В этом году планируем обработать 350 тысяч тонн и даже больше. Мы
неоднократно заявляли о том, что хотим реконструировать существующие склады,
предоставленные портом в совместную деятельность. Они морально и физически
устарели, нет транспортерной инфраструктуры, то есть мы загружаем эти склады
исключительно ковшевым погрузчиком (девятый склад), а восьмой склад частично
оборудован транспортерами, но, опять-таки, конвейер расположен вдоль стены
склада. Груз ссыпается под транспортер и погрузчиком снова приходится размещать
зерно по складу, что экономически нецелесообразно. Склад, построенный
компанией, имеет верхнюю галерею. Груз распределяется лотками по секциям –
полная механизация!

Главная проблема для иностранных инвесторов – отсутствие
законодательной базы, которая бы четко предусматривала все отношения. Наш
договор был заключен на базовых основах, существовавших на то время
Гражданского кодекса, Закона об инвестициях. Четко прописанной процедуры,
которая бы предусматривала интересы всех сторон, до сих пор нет. Вот и
получается, что есть определенные опасения у инвестора, есть такие же опасения
у порта.

Но мы готовы к сотрудничеству. На одной из встреч с начальником ХМТП
упоминалась и наша заинтересованность в развитии левого берега Днепра. В
частности, шла речь о строительстве комплекса по переработке масла. У компании
есть в этом большой опыт и средства. Инвестор готов обсудить любые варианты сотрудничества.
К примеру, реконструировать существующие склады. На месте склада №9, который
позволяет вместить только три тысячи тонн, построить склад бетонной конструкции
емкостью до 20 тысяч тонн. На месте склада №8 – 25-тысячный. Увязать это все
транспортерными системами, модернизировать погрузочное оборудование. На месте
7-го склада можно было бы установить сушилку, сепаратор. Инвестор готов вложить
пять миллионов долларов.

Естественно, в условиях нынешнего кризиса падает маркетинговая
активность трейдеров. Снижаются продажи зерновых продуктов. Некоторые страны
вообще объявили о дефолте, сорвав сроки контрактов. Естественно, это сказалось
на уровне цен на сельхозпродукцию. Естественно, это сказалось на производителях
сельхозпродукции. Они не готовы продавать зерно по ценам, которые могут
предложить трейдеры. Мы дважды в день мониторим ситуацию. Те контракты, которые
по каким-то причинам не осуществляются, тут же направляем к другим клиентам.
Такая динамика позволяет сохранить объемы перевалки. Сегодня приходится
действовать очень активно, иногда даже агрессивно, планы меняем дважды в день.
Но со многими давними клиентами у нас очень доверительные отношения. Возможно,
поэтому у нас каждый день стоят под погрузкой суда многих стран мира. Грузим
зерно, кукурузу, гранулированный шрот. География поставок – Средиземноморский
бассейн, Израиль, Африка…

 

Директор экспедиторской компании «ТДК-Транс» Вячеслав Кобзун
рассказывает:

– Мы экспедируем, в основном, минеральные удобрения. Работаем с
крупными трейдерами – компаниями, которые занимают достаточно обширный сектор
торговли минеральными удобрениями. Фирмы – швейцарские, французские,
австрийские.

Проанализировав возможности Херсонского порта, наша компания
предложила построить на его территории склад крытого хранения минеральных
удобрений. Необходимость его строительства назрела уже давно. Лет 15 назад
через порт шел приличный объем минеральных удобрений, требующих крытого
хранения – это и сульфат, и карбамид, и селитра.

С развитием порта Южный, эти грузы ушли туда. Но сам порт Южный не
очень заинтересован в небольших объемах судовых партий (до 10 тысяч тонн), он
заинтересован в судах большего дедвейта. Сегодня через этот порт ежегодно
проходят полмиллиона тонн удобрений небольшими партиями. И трейдеры имеют там
большие проблемы с обработкой судов. Если бы в Херсоне был такой склад – на
10-15 тысяч тонн крытого хранения, то это сразу бы привлекло грузопоток. Новый
склад будет оборудован транспортерами, которые позволят грузить суда с хорошей
нормой погрузки, выше чем сейчас. Все операции будут полностью механизированы.
Со склада груз будет поступать прямым вариантом на суда. Все будет закрыто,
влияние на экологию исключено. Объем инвестиций – несколько миллионов
долларов. 

 

Справка: Херсонский
морской торговый порт основан в 1778 году. Через него экспортировались: хлеб,
лес, хлопок. До 1900 года порт занимал по экспорту 4 место в России. Проектная
мощность порта – 5 миллионов тонн в год. В порту перерабатываются генеральные,
навалочные и насыпные грузы. Более 40% перерабатываемых в порту грузов –
минеральные удобрения и химические грузы навалом и пакетированные, и около 40%
– хлебные грузы. В порту также перерабатываются черные металлы всех профилей,
чугун в чушках, кокс, ферросплавы, лес, торф.