В
сентябре Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) внесло
на рассмотрение правительства проект закона “О внесении изменений в
Закон Украины “О перечне объектов права государственной собственности,
не подлежащих приватизации”. Согласно этому документу количество
активов, продажа которых запрещена, должно быть сокращено в пять раз — с
1492 до 290.
Как заявил глава МЭРТ Петр Порошенко, власть планирует осуществить
развернутую программу приватизации. И поскольку большинство объектов,
продажа которых никогда не была под запретом, уже перешли в частные
руки, возникла необходимость радикально пересмотреть список активов,
которые по разным причинам находятся под контролем государства.
В сущности это означает, что власть взяла курс на завершение
распродажи госсобственности в Украине. Более того — правительство
одобрило законопроект сразу же после его подачи и намеревалось
инициировать его принятие еще до выборов. “В парламентском большинстве
нет предубеждений в отношении приватизации, — констатировал председатель
Подкомитета Верховной Рады по вопросам международной экономической
политики Алексей Плотников. — И даже без поддержки коммунистов этот
законопроект наберет необходимое количество голосов”. Однако пока этого
не произошло.
Дымовая завеса
Напомним, что Закон “О перечне объектов права государственной
собственности, не подлежащих приватизации” был принят накануне старта
так называемой большой приватизации в Украине в июле 1999 года. Этот
документ включает особое положение о запрете продажи запасов госрезерва,
а также предприятий, учреждений, организаций и прочих объектов,
входящих в эту систему. Все остальное его содержание сводится к двум
гигантским спискам. В первый входят активы, которые запрещено
приватизировать, а во второй — объекты, которые не подлежат продаже, но
могут быть акционированы.
“Исходные критерии, на основании которых были сформированы эти
списки, изложены в Законе “О приватизации государственного имущества”, —
поясняет директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов. — Так, в
соответствии с ним, приватизации не подлежат объекты, имеющие
общегосударственное значение, а также казенные предприятия. Однако в
конечном счете в перечнях оказались самые разные активы — и по роду
деятельности, и по значимости, и по привлекательности”.
Как отмечает эксперт, сейчас наиболее значимыми объектами в этих
списках являются предприятия ТЭК, имеющие стратегическое значение для
экономики и безопасности государства, в частности — НАК “Нафтогаз
Украины”, “Черноморнефтегаз”, НАК “Энергоатом” и НАК “Укргидроэнерго”.
Кроме того — предприятия ВПК, транспорта и связи, такие как
“Укрзализныця”, объекты портового комплекса и “Укрпочта”, а также
ключевые государственные банки — Ощадбанк и Укрэксимбанк.
Наряду с этим, многие объекты в этих списках оказались, что
называется, ради перестраховки. А потому вскоре стало ясно, что
оставлять их в госсобственности нецелесообразно. Поэтому уже через два
года после принятия закона списки начали сокращать. Всего за тринадцать
лет после вступления в силу этот документ корректировался 32 раза.
Особенно много изменений было внесено в 2004 и 2005 годах — семь и шесть
соответственно. Разумеется, периодически нардепы и чиновники ставили
вопрос о системном пересмотре и сокращении списков. Однако этого так и
не случилось — из-за обилия контраргументов по тому или другому поводу.
Более того, 18 сентября МЭРТ выступило с инициативой не сокращения
перечней объектов, не подлежащих приватизации, а, наоборот — дополнения
критериев отнесения активов к числу тех, которые имеют стратегическое
значение для экономики и безопасности государства, а значит — не могут
быть проданы. Так, министерство подготовило проект постановления
правительства “О внесении изменений в Постановление Кабинета министров
Украины от 3 ноября 2010 года №999”. Согласно этому документу, к таким
объектам следует отнести:
— гидроэлектростанции с дамбами, обеспечивающие водоснабжение потребителям;
— предприятия по транспортировке химических продуктов магистральными трубопроводами и обслуживанию таких трубопроводов;
— предприятия по транспортировке газа и нефти магистральными газо- и
нефтепроводами, а также по их хранению в подземных нефте- и
газохранилищах;
— предприятия, специализирующиеся на геологическом изучении и
разработке нефтегазоносных недр с целью добычи нефти и газа или их
хранения;
— топографо-геодезические, картографические и гидрометеорологические предприятия;
— предприятия, осуществляющие деятельность в сфере пользования радиочастотным ресурсом, государственные радио- и телекомпании;
— предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильного, морского и речного транспорта;
— предприятия по гражданской обороне;
— предприятия, на балансе которых есть имущественные комплексы по изготовлению спирта;
— хлебоприемные и хлебозаготовительные предприятия;
— предприятия, которые составляют научный потенциал страны и выполняют госзаказы.
Но, наряду с этим, МЭРТ также подготовило и законопроект о
радикальном сокращении перечней объектов, не подлежащих приватизации. И
многие активы, которые министерство предлагает исключить из списков,
полностью соответствуют установленным в проекте постановления критериям.
Стало быть, этот подзаконный акт является не более чем “дымовой
завесой” для будущего закона.
Все для своих
“Известно, что из списков будут исключены все спортивные базы,
бассейны, стадионы и другие спортивные объекты, кроме предприятия,
которое управляет киевским Дворцом спорта, НСК “Олимпийский” и
“Львов-Ареной”, — сообщает руководитель аналитического отдела ИГ
“АРТ-Капитал” Игорь Путилин. — Кроме того — все радиотелевизионные
передающие центры и книжно-журнальные издательства, в частности —
“Мыстецтво”, “Лыбидь”, “Днипро” и “Веселка””.
Наряду с этим, вне списков окажутся спиртзаводы, а также ряд
южно-украинских и закарпатских совхозов-заводов, включая Ужгородский и
Одесский коньячные заводы и Одесский завод шампанских вин. В перечне
останутся лишь наиболее известные винзаводы — “Коктебель” и “Массандра”.
“Многие из этих предприятий могут быть интересны частным субъектам
украинского вино-водочного рынка. Прежде всего тем, которые уже арендуют
их мощности. Например, государственную долю Одесского коньячного завода
(ОКЗ, ТМ “Шустов”) может выкупить собственник ТМ “Хортиця” Евгений
Черняк, в холдинг которого ОКЗ уже де-факто входит,” — прогнозирует
Попов.
Несмотря на то, что МЭРТ в проекте постановления отнесло к числу
стратегических предприятий также хлебоприемные и хлебозаготовительные
предприятия, их тоже из перечней предложено исключить. Кроме
единственного государственного элеватора — Новотроицкого.
Разумеется, вне списка окажутся и почти все угольные шахты. “Если
сейчас государство владеет 170 угледобывающими предприятиями, то,
согласно законопроекту, в числе запрещенных к продаже останутся лишь
одиннадцать шахт в Донецкой области и семь — в Луганской”, — уточняет
Путилин.
“Некоторые из тех [угледобывающих предприятий], что будут выведены
из-под запрета, могут быть интересны компаниям-преемникам
ликвидированной Ассоциации “ДРФЦ”, связываемой с Александром Януковичем,
компании “Донбассхолдинг”, принадлежащей Юрию Иванющенко и Ивану
Аврамову, а также, возможно, группе “Донецксталь” Виктора Нусенкиса”, —
полагает Попов.
Что касается наиболее резонансных объектов, играющих ключевую роль в
украинской энергетике, то относительно их судьбы сведения весьма
противоречивы. Так, по данным СМИ, из перечней исключат и НАК “Нафтогаз
Украины”, и “Черноморнефтегаз”, и “Укринтерэнерго”, и “Укрспецтрансгаз”,
и ГАО “Магистральные трубопроводы “Дружба”. Эксперты считают, что дело
обстоит несколько иначе. “Естественно, приватизация стратегических
объектов отечественной энергетики, в частности, НАК “Нафтогаз Украины” и
трубопроводов, по-прежнему будет под запретом”, — уверен Путилин.
“В числе этих последних 290 объектов остаются такие значимые активы,
как НАК “Энергоатом” и НАК “Укргидроэнерго”, то есть — все украинские
АЭС и ГЭС, которые производят самую дешевую электроэнергию. Это
необходимо для того, чтобы НКРЭ могла устанавливать более-менее
приемлемые тарифы для населения”, — подчеркивает Попов.
Вместе с тем, эксперт допускает, что структуры НАК “Нафтогаз
Украины”, а также ГАО “Магистральные трубопроводы “Дружба” все-таки
будут исключены из перечней. “В этом случае первая группа объектов может
быть интересна Group DF Дмитрия Фирташа, а также российскому Газпрому
или его дочерним компаниям, — прогнозирует Попов. — А ГАО “Магистральные
трубопроводы “Дружба” может привлечь внимание российской “Транснефти”,
являющейся оператором магистральных нефтепроводов России”.
Как бы то ни было, но окончательную распродажу затевают в основном в
интересах влиятельных бизнес-групп, стремящихся завершить вертикальную
интеграцию. “Прежде всего это, конечно же, ЗАО “Систем Кэпитал
Менеджмент” (СКМ) Рината Ахметова. Так, например, входящее в ее
структуру ООО “Донбасская топливно-энергетическая компания” (ДТЭК) было
бы крайне заинтересовано в приобретении “Укринтерэнерго”, которое
является единственным экспортером украинской электроэнергии, кроме самой
ДТЭК. Кроме того, транспортное подразделение СКМ — ООО “Портинвест”
может быть заинтересовано в приобретении Мариупольского морского
торгового порта (МТП)” и порта “Южный”, — уточняет Попов.
Учитывая логику всего предыдущего распределения госсобственности,
нынешний курс на продажу всего и вся — явление во всех отношениях
закономерное. Остается неясным только одно — почему соответствующий
законопроект не был принят до парламентских выборов?
Государство намерено до минимума сократить список активов, не подлежащих приватизации, а бизнес-группы — максимально укомплектовать свои производственные цепочки.
В
сентябре Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) внесло
на рассмотрение правительства проект закона “О внесении изменений в
Закон Украины “О перечне объектов права государственной собственности,
не подлежащих приватизации”. Согласно этому документу количество
активов, продажа которых запрещена, должно быть сокращено в пять раз — с
1492 до 290.
Как заявил глава МЭРТ Петр Порошенко, власть планирует осуществить
развернутую программу приватизации. И поскольку большинство объектов,
продажа которых никогда не была под запретом, уже перешли в частные
руки, возникла необходимость радикально пересмотреть список активов,
которые по разным причинам находятся под контролем государства.
В сущности это означает, что власть взяла курс на завершение
распродажи госсобственности в Украине. Более того — правительство
одобрило законопроект сразу же после его подачи и намеревалось
инициировать его принятие еще до выборов. “В парламентском большинстве
нет предубеждений в отношении приватизации, — констатировал председатель
Подкомитета Верховной Рады по вопросам международной экономической
политики Алексей Плотников. — И даже без поддержки коммунистов этот
законопроект наберет необходимое количество голосов”. Однако пока этого
не произошло.
Дымовая завеса
Напомним, что Закон “О перечне объектов права государственной
собственности, не подлежащих приватизации” был принят накануне старта
так называемой большой приватизации в Украине в июле 1999 года. Этот
документ включает особое положение о запрете продажи запасов госрезерва,
а также предприятий, учреждений, организаций и прочих объектов,
входящих в эту систему. Все остальное его содержание сводится к двум
гигантским спискам. В первый входят активы, которые запрещено
приватизировать, а во второй — объекты, которые не подлежат продаже, но
могут быть акционированы.
“Исходные критерии, на основании которых были сформированы эти
списки, изложены в Законе “О приватизации государственного имущества”, —
поясняет директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов. — Так, в
соответствии с ним, приватизации не подлежат объекты, имеющие
общегосударственное значение, а также казенные предприятия. Однако в
конечном счете в перечнях оказались самые разные активы — и по роду
деятельности, и по значимости, и по привлекательности”.
Как отмечает эксперт, сейчас наиболее значимыми объектами в этих
списках являются предприятия ТЭК, имеющие стратегическое значение для
экономики и безопасности государства, в частности — НАК “Нафтогаз
Украины”, “Черноморнефтегаз”, НАК “Энергоатом” и НАК “Укргидроэнерго”.
Кроме того — предприятия ВПК, транспорта и связи, такие как
“Укрзализныця”, объекты портового комплекса и “Укрпочта”, а также
ключевые государственные банки — Ощадбанк и Укрэксимбанк.
Наряду с этим, многие объекты в этих списках оказались, что
называется, ради перестраховки. А потому вскоре стало ясно, что
оставлять их в госсобственности нецелесообразно. Поэтому уже через два
года после принятия закона списки начали сокращать. Всего за тринадцать
лет после вступления в силу этот документ корректировался 32 раза.
Особенно много изменений было внесено в 2004 и 2005 годах — семь и шесть
соответственно. Разумеется, периодически нардепы и чиновники ставили
вопрос о системном пересмотре и сокращении списков. Однако этого так и
не случилось — из-за обилия контраргументов по тому или другому поводу.
Более того, 18 сентября МЭРТ выступило с инициативой не сокращения
перечней объектов, не подлежащих приватизации, а, наоборот — дополнения
критериев отнесения активов к числу тех, которые имеют стратегическое
значение для экономики и безопасности государства, а значит — не могут
быть проданы. Так, министерство подготовило проект постановления
правительства “О внесении изменений в Постановление Кабинета министров
Украины от 3 ноября 2010 года №999”. Согласно этому документу, к таким
объектам следует отнести:
— гидроэлектростанции с дамбами, обеспечивающие водоснабжение потребителям;
— предприятия по транспортировке химических продуктов магистральными трубопроводами и обслуживанию таких трубопроводов;
— предприятия по транспортировке газа и нефти магистральными газо- и
нефтепроводами, а также по их хранению в подземных нефте- и
газохранилищах;
— предприятия, специализирующиеся на геологическом изучении и
разработке нефтегазоносных недр с целью добычи нефти и газа или их
хранения;
— топографо-геодезические, картографические и гидрометеорологические предприятия;
— предприятия, осуществляющие деятельность в сфере пользования радиочастотным ресурсом, государственные радио- и телекомпании;
— предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильного, морского и речного транспорта;
— предприятия по гражданской обороне;
— предприятия, на балансе которых есть имущественные комплексы по изготовлению спирта;
— хлебоприемные и хлебозаготовительные предприятия;
— предприятия, которые составляют научный потенциал страны и выполняют госзаказы.
Но, наряду с этим, МЭРТ также подготовило и законопроект о
радикальном сокращении перечней объектов, не подлежащих приватизации. И
многие активы, которые министерство предлагает исключить из списков,
полностью соответствуют установленным в проекте постановления критериям.
Стало быть, этот подзаконный акт является не более чем “дымовой
завесой” для будущего закона.
Все для своих
“Известно, что из списков будут исключены все спортивные базы,
бассейны, стадионы и другие спортивные объекты, кроме предприятия,
которое управляет киевским Дворцом спорта, НСК “Олимпийский” и
“Львов-Ареной”, — сообщает руководитель аналитического отдела ИГ
“АРТ-Капитал” Игорь Путилин. — Кроме того — все радиотелевизионные
передающие центры и книжно-журнальные издательства, в частности —
“Мыстецтво”, “Лыбидь”, “Днипро” и “Веселка””.
Наряду с этим, вне списков окажутся спиртзаводы, а также ряд
южно-украинских и закарпатских совхозов-заводов, включая Ужгородский и
Одесский коньячные заводы и Одесский завод шампанских вин. В перечне
останутся лишь наиболее известные винзаводы — “Коктебель” и “Массандра”.
“Многие из этих предприятий могут быть интересны частным субъектам
украинского вино-водочного рынка. Прежде всего тем, которые уже арендуют
их мощности. Например, государственную долю Одесского коньячного завода
(ОКЗ, ТМ “Шустов”) может выкупить собственник ТМ “Хортиця” Евгений
Черняк, в холдинг которого ОКЗ уже де-факто входит,” — прогнозирует
Попов.
Несмотря на то, что МЭРТ в проекте постановления отнесло к числу
стратегических предприятий также хлебоприемные и хлебозаготовительные
предприятия, их тоже из перечней предложено исключить. Кроме
единственного государственного элеватора — Новотроицкого.
Разумеется, вне списка окажутся и почти все угольные шахты. “Если
сейчас государство владеет 170 угледобывающими предприятиями, то,
согласно законопроекту, в числе запрещенных к продаже останутся лишь
одиннадцать шахт в Донецкой области и семь — в Луганской”, — уточняет
Путилин.
“Некоторые из тех [угледобывающих предприятий], что будут выведены
из-под запрета, могут быть интересны компаниям-преемникам
ликвидированной Ассоциации “ДРФЦ”, связываемой с Александром Януковичем,
компании “Донбассхолдинг”, принадлежащей Юрию Иванющенко и Ивану
Аврамову, а также, возможно, группе “Донецксталь” Виктора Нусенкиса”, —
полагает Попов.
Что касается наиболее резонансных объектов, играющих ключевую роль в
украинской энергетике, то относительно их судьбы сведения весьма
противоречивы. Так, по данным СМИ, из перечней исключат и НАК “Нафтогаз
Украины”, и “Черноморнефтегаз”, и “Укринтерэнерго”, и “Укрспецтрансгаз”,
и ГАО “Магистральные трубопроводы “Дружба”. Эксперты считают, что дело
обстоит несколько иначе. “Естественно, приватизация стратегических
объектов отечественной энергетики, в частности, НАК “Нафтогаз Украины” и
трубопроводов, по-прежнему будет под запретом”, — уверен Путилин.
“В числе этих последних 290 объектов остаются такие значимые активы,
как НАК “Энергоатом” и НАК “Укргидроэнерго”, то есть — все украинские
АЭС и ГЭС, которые производят самую дешевую электроэнергию. Это
необходимо для того, чтобы НКРЭ могла устанавливать более-менее
приемлемые тарифы для населения”, — подчеркивает Попов.
Вместе с тем, эксперт допускает, что структуры НАК “Нафтогаз
Украины”, а также ГАО “Магистральные трубопроводы “Дружба” все-таки
будут исключены из перечней. “В этом случае первая группа объектов может
быть интересна Group DF Дмитрия Фирташа, а также российскому Газпрому
или его дочерним компаниям, — прогнозирует Попов. — А ГАО “Магистральные
трубопроводы “Дружба” может привлечь внимание российской “Транснефти”,
являющейся оператором магистральных нефтепроводов России”.
Как бы то ни было, но окончательную распродажу затевают в основном в
интересах влиятельных бизнес-групп, стремящихся завершить вертикальную
интеграцию. “Прежде всего это, конечно же, ЗАО “Систем Кэпитал
Менеджмент” (СКМ) Рината Ахметова. Так, например, входящее в ее
структуру ООО “Донбасская топливно-энергетическая компания” (ДТЭК) было
бы крайне заинтересовано в приобретении “Укринтерэнерго”, которое
является единственным экспортером украинской электроэнергии, кроме самой
ДТЭК. Кроме того, транспортное подразделение СКМ — ООО “Портинвест”
может быть заинтересовано в приобретении Мариупольского морского
торгового порта (МТП)” и порта “Южный”, — уточняет Попов.
Учитывая логику всего предыдущего распределения госсобственности,
нынешний курс на продажу всего и вся — явление во всех отношениях
закономерное. Остается неясным только одно — почему соответствующий
законопроект не был принят до парламентских выборов?